“Панцирь” для нефти: почему украинские БПЛА долетают до самарских НПЗ
В ночь на 23 марта на территории Самарской области произошла очередная атака беспилотного летательного аппарата на один из местных нефтеперерабатывающих заводов. В частности, повреждена была инфраструктура Куйбышевского НПЗ. Неделей ранее, 16 марта, беспилотные аппараты совершили атаку на Сызранский и Новокуйбышевский НПЗ. В последнем случае удар удалось отразить.
После очередного инцидента, власти распространили памятку для граждан о том, каким образом действовать, в случае, если возникла угроза со стороны беспилотного летального аппарата.
Вместе с тем, вполне закономерными могут быть вопросы, касающиеся непосредственной безопасности объектов нефтепереработки на территории Самарской области. Ведь, как следует из заявления советника офиса президента Украины Михаила Подоляка, “страна 404” “будет разрушать топливную инфраструктуру РФ”. И это вопреки опасениям фактических хозяев “незалежной” в лице США. Еще на прошлой неделе стало известно о том, что Штаты выразили беспокойство атаками киевского режима по нефтяной инфраструктуре России. Но заявление Подоляка и недавних инцидентов сохраняют условия для того, чтобы всерьез оазботиться превентивными мерами. Особенно, с учетом того, что повреждениям подверглись не только предприятия Самарской области, но и других регионов.
Своим видением ситуации, в том числе, в части обеспечения безопасности, с Царьград Самара поделился участник СВО, военнослужащий одной из дивизий ПВО. По соображениям безопасности эксперта, мы не указываем его имени и фамилии. Тем не менее, его понимание ситуации может дать ответы на ряд вопросов, которые возникли в связи с вышеуказанными инцидентами.
Так, по словам эксперта, атака на Сызранский НПЗ 16 марта стала возможной из-за отсутствия достаточного количества средств ПВО малой дальности. В данном случае речь идет о “Шилках”, “Тунгусках”. Они способны поражать низколетящие объекты.
Фото: Vadim Savitsky/Global Look Press
Кроме этого, эксперт отметил, “чтобы дроны противника не смогли попасть в наше воздушное пространство, также стоит обеспечить достаточное количество средств радиоэлектронной борьбы для уменьшения эффективности радиолокационных систем обнаружения противника, путем создания помех”.
Тем не менее, следует обратить внимание на то, что все беспилотники дальнего радиуса оснащены системой GPS, которая может быть весьма устойчива к средствам радиоэлектронной борьбы. Именно эта система позволяет осуществлять навигацию летательного аппарата по заранее определенным координатам. Кроме этого, отмечается, что в конструкции некоторых дронов были обнаружены так называемые трубки Пито. Это специальные устройства, которые позволяют вычислять высоту и скорость полета. Именно за счет этих характеристики БПЛА удается долететь до НПЗ в Самарской области, до которых от границы с Украиной более 1000 километров.
“Большинство наших систем ПВО сейчас на линии фронта либо охраняют Москву, из-за чего их физически не хватает для защиты НПЗ. Такие системы как "Красуха", "Москва", "Инфауна", "Леер" и "Триада" хорошо зарекомендовали себя в работе и отлично бы справились с этой задачей”, - отмечает участник СВО.
Вместе с тем, эксперт допускает и сценарий, при котором беспилотники могут запускаться и диверсантами с территории России.
“Большинство из них самодельные, и для их сборки не обязательно иметь производственные возможности. В интернете можно купить китайский дрон, который будет стоить до 100 тысяч и способен лететь до 20 км. Этого достаточно, чтобы запускать дроны из близлежащих населённых пунктов от НПЗ”, - делится участник СВО.
Впрочем, если говорить об атаке на Куйбышевский НПЗ, то, по информации источников Царьград в силовых структурах, здесь мог быть использован Bayraktar, который выпускается в Турции. Украина как раз является одним из эксплуатантов этого вида БПЛА. К слову, останки беспилотника, который летом в 2022 году атаковал Новошахтинский НПЗ эксперты также идентифицировали как элементы Bayraktar.
Фото: Yulii Zozuliaukrinform/Keystone Press Agency
Если же вернуться к теме обеспечения безопасности с помощью средств ПВО малой и средней дальности, то, по оценке эксперта, для усиления борьбы необходимы системы типа ЗРК "Панцирь", РЛС 1РС1-1 и 1РС2 или переносные РЛС малой и ближней дальности 1Л277. Но для этого необходимо политическое решение о переброски части этой техники за линию соприкосновения для обеспечения безопасности.
Вместе с тем, отметим, что на прошлой неделе стало известно о проработке со стороны Минэнерго России вопроса по установке необходимых систем защиты типа "Панциря". Об этом заявил директор департамента развития газовой отрасли министерства Артем Верхов в ходе круглого стола, состоявшегося в Совете Федерации.