Здесь бомбили или ремонтировали? Кто спасет самарские дороги от фантастических тварей
Традиционно, весной в Самаре начинается сезон провалов и ям. Самарцы делятся в социальных сетях эпичными фотографиями, а блогеры делают целые клипы. "Царьград Самара" решил выяснить, как можно спасти ситуацию.
Весной в Самаре начинается традиционная перекличка в социальных сетях – где самые непроходимые дороги. Проблем три – огромные лужи, ямы, глядя на которые невольно вспоминаешь кадры бомбежки и провалы. В появлении последних, по местной легенде, виноваты самарские черви. Фантастические твари роют тоннели и сжирают асфальт, вследствие чего и образуются огромные кратеры. Правда, вопросы прокуратура обычно задает чиновникам, а не мифическим чудовищам, причем весьма конкретные.
"Самарские черви"
Весна 2022 года пока на редкость скромна по числу провалов. Было отмечено всего два – 4 апреля на улице Металлистов и 10 апреля – на пересечение улиц Стара-Загора и Ново-Вокзальная.
На данный момент проводится проверка, в том числе и прокуратурой. Причинами провалов, как правило, становятся порывы на водопроводах или теплопроводах. Два года назад изношенность коммунальных сетей в областной столице оценивали в 70%. Но в прошлом году в Самаре была начата масштабная работа по замене трубопроводов, в том числе магистральных. Количество аварий сократилось, зимой и весной не было ни одного серьёзного ЧП.
И если к компаниям, занимающимся поставкой тепла и водоснабжением, вопросов все меньше, то вот к подрядчикам, которые занимаются ремонтом городских дорог, наоборот, больше.
По существующей много лет легенде, асфальт в областной столице пожирают фантистические твари - "самарские черви". Именно они являются авторами ям и провалов, они по ночам портят дорожное покрытие. Легенда возникла по аналогии с чудовичными марсианскими червями из фантистического романа Фрэнка Герберта. Впрочем, некоторые улицы в Самаре действительно похожи на поверхность других планет. Например, Дачную горожане переименовали в улицу лунных кратеров.
Чиновники легенду не опровергают. У них свои версии относительно состояния дорог в муниципалитете.
А нам все равно
Каждый год в областной столице в конце зимы стартует "ямочный" ремонт. Мэрия бодро рапортует о проведенной работе, умалчивая – а откуда они берутся, эти "лунные кратеры". Точнее, самое распространенное – виноваты температурные перепады, покрытие разрушают морозы и оттепели. Асфальт выдерживает хорошо, если два сезона, причем как правило, проблемные места одни и те же. Так, по данным администрации Самары, после зимы 2021 – 2022 года необходимо провести аварийно-ямочный ремонт общей площадью 15 тысяч квадратных метров, после зимы 2020 – 2021 года отремонтировали более 20 тысяч квадратных метров.
Основные подрядчики, отвечающие за содержание дорог муниципального значения в Самаре – МП "Благоустройство" и "Кедр-1", "НПФ "XXI Век" и "ПСК", под контролем Департамента городского хозяйства и экологии и минтранса, если речь идет о дорогах областного значения.
Что в итоге? Минтранс второй год судится с "НПФ "XXI Век", требуя убрать образовавшиеся колеи на улице Демократической после ремонта. В прошлом году там случилось ДТП со смертельным исходом. После гибели двух молодых людей министерство и подало иск.
Прокуратура в 2021 году предъявила городской администрации 40 исков в отношении 60 участков автомобильных дорог общего пользования, которые находились в ненадлежащем состоянии.
Главу депгорхоза Самары Олега Иванихина надзорное ведомство неоднократно штрафовало и выписывало предписания. Однако, асфальт продолжает "таять", вместе с деньгами, которые выделяют на ремонт.
Здесь бомбили? Нет, ремонтировали
Известный самарский блогер Алена Воронцова решила уточнить – а как обстоят дела после зимы 2022 года. В своем Telegram-канале она попросила подписчиков прислать фотографии и видео, которые потом вошли в "веселый" клип "Обзор дорожный червей и дыр Самарской области". За несколько дней клип набрал почти 20 тысяч просмотров.
А здесь бомбили?
– спрашивают в комментариях читатели.
Нет, ремонтировали, так как судя по фотографиям, асфальт на месте ЧП новый, вот только слой его очень тоненький.
Алена Воронцова так прокомментировала свое творчество:
Дорожная тематика - это ирония самарской культуры. Проблема "червей, которые поедают асфальт в Самаре" не новая. Фотографии провалов и огромных ям на дорогах ежегодно заполняют всевозможные соцсети и паблики. Весна 2022 года исключением не стала. Поэтому, я решила сделать подборку из фотографий свежих ям и посмотреть, кто же является ответственным чиновником за конкретный разрушенный участок дороги. Все настолько грустно, что остается только смеяться.
10 лет гарантии не спасут
Член регионального штаба ОНФ Алексей Сорокин пояснил редакции "Царьград Самара", почему проблему нельзя решить продлением гарантийного срока на 10 лет. На данный момент это три года, и заставить переделать некачественную работу очень сложно.
Во-первых, цена резко вырастет, с учетом того, что нужно гарантировать 10 лет и ремонтировать в рамках гарантии. И насколько она вырастет пропорционально качеству – вопрос. Во-вторых, компании бывают разные. Торги тоже бывают разные. Где-то на крупные объекты более крупные фирмы выходят, на ремонт дорог в муниципалитетах, во дворах – помельче. Многие потом банкротятся, три года поработают и уходят с рынка. Претензий потом не предъявишь. Какие 10 лет, когда спустя 3 года не все держатся. Это совершенно не решит вопрос. Компании должны быть готовы нести ответственность 10 лет. Это рынок, никто не будет работать себе в убыток,
– обрисовал он ситуацию.
По его мнению, нужно дорабатывать антимонопольное законодательство и то, что касается торгов, на федеральном уровне.
Есть масса уловок. Уйти с рынка одним юридическим лицом, создать другое. Нужны те кто готов 10 лет работать и нести ответственность. Что касается технологии исполнения, здесь тоже много вопросов. Если более подробно и детализировано составлять техническую документацию, есть высокая вероятность, что один из участников подаст в ФАС и выявится нарушение. Чем более детализировано – тем больше вероятность выявить, что контракт затачивается под конкретную компанию, которая кладет столько-то сантиметров таким-то химическим составом. Излишние требования приведут к тому, что они будут оспариваться,
- поясняет Сорокин, добавляя что есть проблема и в компетентности чиновников, которые составляют документацию на торги.
Выходом стало бы не гарантия на 10 лет, а переход на полный цикл. Активист ОНФ считает, что договор с компанией-подрядчиком должен предусматривать содержание. Тем более, что именно оно является пунктом преткновения в судах
Очень часто, когда компания-подрядчик в суде оспаривает штрафы, ссылаясь на то, что содержание дороги было выполнено недолжным образом. И тут сложно им предъявить. Дороги содержатся, бывает, плохо: застаивается вода, разрушается асфальт, некачественная уборка – привет повреждение покрытия. Здесь много таких моментов. Мы помним, что на Московском шоссе не смогли доказать, что колейность – не гарантия. Здесь всегда можно сказать, что мы рассчитывали на такой объем по стоимости. Оплачено из того, на что это делалось. На 10 лет все учесть и прописать – очень сложно,
– считает он.
Смотрим, но не видим
Ремонт дорог, особенно выполняемых по нацпроектам или федеральным программам, контролируется со стороны исполнительной власти особенно тщательно. Но почему тогда возникают проблемы? Кроме коррупционной составляющей, есть вопрос компетенций.
Алексей Сорокин пояснил, что контролировать каждый метр просто нереально.
Как мы знаем, чиновники ремонт дорог контролируют. Вопрос в том, как они это делают. Надо понимать, что они не должны контролировать ремонт каждого квадратного метра дороги. Если они будут это делать – они не будут заниматься своей основной работой. Плюс, они, как правило, не технические специалисты. Не могут они компетентно контролировать каждый момент. Что-то в общих чертах как бы да,
– рассказал он.
Выходом бы стало заключение договора с компанией, которая смогла бы профессионально осуществлять технический надзор.
Надо заключать договор с независимой компанией, которая должна этот надзор осуществлять. Так в принципе и делают, но иногда возникают сомнения, а для чего этот договор с этой компанией заключен? Потому что с одной стороны договор практически полную ответственность снимает с чиновников. Потому что они договор заключили, специализированная организация есть с сертифицированными специалистами, которые этим занимаются. С точки зрения подхода – это правильно. Другое дело, что зачастую возникают сомнения в компетентности и независимости этих самых технадзоров. Иногда даже бывают подозрения в какой-то афиллированности компании подрядчику. Думаю, тут законодательно это направление, предусмотреть более серьезную ответственность технических специалистов технадзора. Они должны нести реальную ответственность за дорогами, вплоть до уголовной. Что бы избежать договорных отношений. Требовать с чиновников, чтобы они это все контролировали – неправильно. Должна быть выстроена система. Нужно все фиксировать, что бы вести претензионную работу,
– заключает Сорокин.