"У нас нет обслуживания газопроводов в квартирах, и Медведев об этом знает": Взрывы в Магнитогорске и Шахтах раскрыли проблему, которую замалчивал кабмин
Взрывы в Магнитогорске и Шахтах раскрыли проблему, которую долго замалчивал кабмин: в настоящее время ни управляющие компании, ни поставщики газа не обязаны проверять газовые плиты и колонки в квартирах и внутридомовую разводку газа. "У нас нет обслуживания газопроводов в квартирах, и Медведев об этом знает", - настаивает Виктор Федорук. У этой проблемы есть как минимум два решения, полагают эксперты Царьграда.
В России нет трудностей с обслуживанием внутридомовой газовой инфраструктуры, потому что такое обслуживание начисто отсутствует, заявил Царьграду, комментируя взрывы в Магнитогорске и Шахтах, эксперт по жилищному праву и жилищно-коммунальному хозяйству движения «За права человека» Виктор Федорук. Теперь проблема, которую замалчивал кабмин, встала во весь рост.
По его словам, ранее в тариф по газу для потребителей была включена стоимость обслуживания внутридомовой системы подачи газа и внутриквартирного оборудования. "Это две системы, одна вытекает из другой. И ранее люди, заплатив за газ, платили и за это обслуживание. Но когда у нас пошла чехарда с ростом тарифов, решили оставить тариф тот же самый, но убрали из него обслуживание сетей. Объясняя это тем, что антимонопольное законодательство нарушается", - пояснил эксперт.
Взрыв многоэтажки в Шахтах. Что известно к этому часу
На таком решении, говорит Федорук, настаивал Комитет по тарифам. В итоге сегодня жители России платят за газ, не обслуживая системы подачи газа внутри дома и внутри квартиры. И если ранее специалисты, скажем, Мосгаза, ходили по дома и проверяли, в каком состоянии трубы и шланги, как работают плиты, то теперь проверок нет.
Никого ни за что не накажут
Предполагалось, что потребители — люди добросовестные и поручат управляющей компании собрать с жильцов дополнительные деньги и оплатить содержание газопроводов. Но при этом управляющие компании по умолчанию не обязаны выполнять эти обязанности, у них просто-напросто нет таких специалистов. При желании жильцов УК может заключить договор со специализированной организацией, но если этого не будет сделано, никаких наказаний не будет.
"Нет нормы закона, по которой можно наказать управляющую компанию за то, что такого договора нет. Для того чтобы совсем не оставить без контроля этот вопрос, поставщику газа дано право не подавать газ в квартиру, если житель этой квартиры не заключит договор на содержание системы газоподачи и на проверку его квартиры. Значит, поставщик газа имеет право перекрыть краник подачи газа. Скажите, он что, сумасшедший, этот поставщик? Он будет перекрывать и не получать деньги с этой квартиры? Да никогда он не воспользуется своим правом. Потому что право – это не есть обязанность", - поясняет собеседник Царьграда.
"Контроль на бумаге есть – по факту он отсутствует. И все это знают. И Медведев, и антимонопольное законодательство, и Комитет по тарифам. Все это знают, но боятся исправить свою ошибку, потому что поставщики газа будут меньше получать за газ", - настаивает Федорук.
В этой ситуации, полагает эксперт, у людей, которые опасаются, что их дома будут взрываться, есть только один выход — требовать от правительства, чтобы организациям, которые продают газ, вменили в обязанность проведение проверок.
Мина замедленного действия
Любой многоквартирный дом, в котором живут много собственников, использующих газовое оборудование, это, по сути, мина замедленного действия, считает глава организации "ЖКХ-контроль", член Общественной палаты Светлана Разворотнева. Дело в том, что все собственники разные, и некоторые из них и за собой следить не в состоянии, не то что за газовыми плитами, пояснила она в разговоре с Царьградом.
Последние годы федеральные законодатели очень напряженно думают над тем, как обезопасить население, и в основном склоняются к тому, чтобы сделать обслуживание и проверки более регулярными. Сейчас в Госдуме лежит законопроект, который передает обязанность обслуживания внутриквартирного газового оборудования от жильцов к управляющим компаниям, и если его поддержат, возможно, порядка будет больше, полагает Разворотнева. Потому что сейчас собственникам за незаключеие договоров грозит максимум штраф в 1000 рублей за первый раз и 2000 рублей за второй раз.
Цена решения - тысяча рублей
При этом, настаивает эксперт, при нынешнем порядке осмотры не дают гарантии, что в доме ничего не взорвется. Во-первых, проверки проходят два раза в год, и между ними может много чего произойти, а во-вторых, квалификация проверяющих оставляет желать лучшего. Зачастую договоры вообще заключатся с компаниями, которые выполняют работы только на бумаге.
Кроме того, отмечает член Общественной палаты, бывают ситуации, когда проверки выявляют неисправность плиты, но тяжелое финансовое положение не позволяет семье купить новую плиту или газовую колонку. Программы социальной поддержки для таких случаев существуют только в Москве.
"Я начинаю думать, что единственный выход – вернуться к давней идее Минстроя о массовой обязательной установке газовых анализаторов в квартирах. Причем не просто газовых анализаторов, а тех, которые будут отключать подачу газа в квартиру в случае утечки. В принципе, технологии такие есть, они достаточно простые. В прошлый раз эту идею забраковали, поскольку казалось, что это очень дорого. Но, в принципе, простейшие газовые анализаторы в Интернете предлагаются за тысячу, за две тысячи рублей. Конечно, нужно предусмотреть какую-то государственную программу помощи людям с низкой обеспеченностью. Но все прочие граждане, я думаю, вполне могут поставить анализаторы за собственные деньги", - предложила собеседница Царьграда.
Напомним, очередной взрыв бытового газа в многоквартирном доме произошел под Старый Новый год в городе Шахты Ростовской области. Были разрушены четыре квартиры на верхних этажах девятиэтадного дома. Один человек погиб, двое пострадали. Семерых жильцов спасатели достали из-под завалов невредимыми. Еще три человека остаются пропавшими без вести.
В регионе был введен локальный режим ЧС, развернут пункт временного размещения для эвакуированных жильцов девятиэтажки. Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела.