Цифровая экономика: Территория борьбы за влияние
Сбербанк и ЦБ спорят, кто главный по кибербезопасности. Банк России хочет получить часть полномочий центра компетенций цифровой экономики по информационной безопасности, которым сейчас руководит принадлежащий ему Сбер. Но и Греф сдавать свои позиции не намерен.
Третейским судьёй в этом вопросе выбран вице-премьер Максим Акимов. В его адрес поступило письмо от зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина, в котором тот пишет, что регулятор заинтересован «в информационной безопасности банковской сферы и иных сфер финансового рынка».
Доступность жилья «по Грефу»: Сбербанк повысил ставки по ипотеке
Кроме того, в письме сообщается, что в вопросах информационной безопасности на финансовом рынке Центробанк является компетентным органом. Какую сторону займёт Максим Акимов в споре ЦБ и Сбербанка, пока не сообщается. Известно лишь, что на реализацию национальной программы «Цифровая экономика» в 2019 году будет направлено более 90 млрд рублей из федерального бюджета.
Руководитель проектного офиса по реализации программы при Аналитическом центре при правительстве России Владимир Месропян сообщил, что крупнейшие инициативы будут реализованы в сфере информационной инфраструктуры. Речь идет о проведении широкополосного доступа в интернет.
Фото: www.globallookpress.com
«Значительный блок связан с подключением к широкополосному доступу социально значимых объектов в российских городах: это больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, школы, а также инфраструктура, связанная с деятельностью органов государственной власти, - отметил Месропян. - Наша задача - обеспечить повсеместный высокоскоростной доступ в интернет для всех и возможность получать комплексные госуслуги по типовым жизненным ситуациям в цифровом виде».
Также в следующем году большое внимание будет уделено поддержке исследований по направлениям сквозных цифровых технологий. Проекты будут отбираться по таким направлениям, как big data, искусственный интеллект, квантовые технологии, робототехника и другие.
Высокие технологии призваны вывести на новый уровень основные отрасли экономики и социальной сферы. В их числе и здравоохранение. Замглавы профильного министерства Татьяна Яковлева уверена, что без внедрения цифровой экономики невозможно выполнить задачу, поставленную президентом, по увеличению продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году, а затем войти в группу стран 80+.
«Мы говорим о науке долголетия. Здесь нужны прорывные информационные технологии, - отметила госпожа Яковлева. - Здесь важен креативный подход. Нам нужен искусственный мозг. Он не будет преобладать над человеческим. Но искусственный мозг нужен для того, чтобы анализировать, мониторировать и, где человек не справился, подсказать».
Фото: www.globallookpress.com
Однако для того, чтобы заработал искусственный мозг, нужно задействовать нейронные связи живых людей. Для широкого перевода всех отраслей экономики на «цифру» дополнительно нужен миллион чиновников. Об этом написал премьер-министр Дмитрий Медведев в статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития», которая вышла в октябрьском номере научного журнала «Вопросы экономики».
Репетиторы и парикмахеры заплатят: Самозанятых обложат налогом
«Современные технологии ставят вопрос о качестве государственного управления на первое место среди всех направлений институциональной модернизации. Появятся в достаточном количестве государственные и муниципальные служащие, руководители госучреждений с соответствующими (цифровыми) компетенциями. По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 миллиона», - заявил премьер.
Удивительно, но факт: цифровизация призвана уменьшить чиновничий аппарат. Однако правительству нужны чиновники для того, чтобы отказаться от чиновников. Заявление Дмитрия Медведева всколыхнуло экспертное сообщество. Все вспомнили о том, насколько это затратная статья бюджета – содержание государственных служащих.
В этом году финансирование почти шестимиллионного госаппарата, численность которого раздулась вдвое за последние 20 лет, выросло на 63 млрд рублей, или на 11%. Суммарно содержание чиновников «съело» 3 трлн 326 млрд в национальной валюте.
О том, что у нас слишком дорогое государство, ранее говорил и основатель телеканала «Царьград», председатель общества «Двуглавый Орёл» Константин Малофеев.
Константин Малофеев. Фото: Телеканал «Царьград»
«В истории это называется дешевое и дорогое государство. У нас очень дорогое государство, - заявил господин Малофеев. - Дешевое - это традиционное государство. Почему российская империя могла управлять таким же количеством населения и большей территорией при наличии чиновников в десять раз меньшим количеством, чем в современной Российской Федерации? Потому что это было дешевое государство. Потому что у людей было больше инициативы. Человек рассчитывал на себя, у него было гораздо больше свободы. Гораздо больше, чем сейчас. Вот традиционное государство всегда дешевое. Двадцатый век, вот эти всякие эксперименты со всякими «-измами», они привели к тому, что родилось дорогое государство, когда государство всё себе берёт».
Государству российскому предстоит пройти по лезвию ножа – с одной стороны, не допустить ещё большего раздувания штата чиновников, а с другой - осуществить прорыв в цифровизации. Мало кто сомневается, что цифровая трансформация – это движущая сила глобального, инновационного, инклюзивного и устойчивого роста. Новейшие технологии стремительно завоёвывают новые позиции в различных сферах и отраслях. Это понимают и в ЦБ, и в Сбербанке.
Борьба на цифровом поле – это борьба за влияние. Век диджитализации диктует новые правила – тот, кто владеет цифровой информацией, владеет миром. Однако тревожным в этой связи остается ещё одно: готово ли население к «цифре»? Данные статистики пока не балуют оптимизмом. Так, например, по информации российской исследовательской компании Mediascope, около 30% телевизоров в стране не способны принять цифровой сигнал в случае отключения аналогового. Найдётся ли место в новом цифровом мире тем гражданам, которые не поспевают за развитием современных технологий?