Неоконченная симфония Бахмута: Куда уходит "Вагнер"
5 мая 2023 года Евгений Пригожин сделал крайне жёсткое заявление: ЧВК "Вагнер" намерена передать Бахмут и окрестности силам Минобороны и уйти из зоны СВО по причине нехватки боеприпасов. Правда, дал намёк: зализав раны, "Вагнер" могут и вернуться. В любом случае их отсутствие грозит весьма неприятными последствиями, ведь штурмовая пехота – ценный и, увы, дефицитный для нас ресурс в условиях городских боёв. Куда уходит "Вагнер" и кто может прийти им на смену?
Видео, записанное главой ЧВК "Вагнер" Евгением Пригожиным на фоне тел погибших бойцов, безусловно, станет одним из трагических символов того, что называется Бахмутской мясорубкой. В тяжелейших боях наши штурмовики отвлекли на Бахмутское направление крупные резервы украинской армии, нанесли колоссальные потери противнику, истощив не только территориальную оборону и мобилизованных, но и элитные части ВСУ, в частности Силы специальных операций. Однако плата оказалась велика.
Снарядный голод – бич всего фронта
Следом за видео с павшими "оркестрантами" последовало официальное обращение Пригожина к Верховному главнокомандующему, министру обороны, начальнику Генерального штаба и народу России. По его словам из-за катастрофической нехватки БК, в которой виновны "околовоенные бюрократы", 10 мая текущего года ЧВК Вагнер "вынужден передать позиции" в Бахмуте подразделениям Минобороны и вывести своих бойцов в тыловые лагеря для пополнения и восстановления сил.
Мы за отсутствие снарядов платим человеческими жертвами. Такое положение не только на Артёмовском (Бахмутском) направлении, просто Евгений Викторович – один из немногих, кто может об этом говорить. На Авдеевском направлении мы не можем развернуть наступление по причине нехватки снарядов. На Угледарском, на Гуляйпольском направлении аналогичная ситуация. Везде, где у нас был наступательный потенциал, он иссяк по причине проблем в артиллерии. На Гуляйпольском направлении, как рассказывал мой товарищ, им дали три (!) снаряда и сказали, что это на день,
– отметил в комментарии "Первому русскому" военкор Аким Апачев.
При этом, отмечает военный корреспондент, у украинских боевиков ситуация со снарядами явно лучше. Потери "вагнеровцев" же Апачев связывает с тем, что противник поливает их позиции непрерывным огнём. В этой связи расхожее мнение о намеренном накоплении нашей стороной снарядов перед контрнаступлением ВСУ кажется эксперту контрпродуктивным.
Пока мы будем "восстанавливать стратегический запас БК", у нас могут просто закончиться люди. Я не вижу логики. Завтра некому будет охранять эти склады с БК,
– сетует Аким Апачев.
Действительно, тема нехватки боекомплектов поднимается всё чаще. Где-то, правда, лучше ситуация обстоит, где-то хуже. Однообразной картины по всему фронту нет, говорит депутат Государственной Думы и лидер организации "Союз добровольцев Донбасса" Александр Бородай. И вопросы возникают не столько к Минобороны, сколько к ВПК, так что претензии Пригожина не совсем по адресу:
"Заводы работают в три смены" – это абстракция. Какие заводы работают в три смены? Сколько этих заводов? Где их продукция? Допустим, это военная тайна. Но всё же где результаты работы в три смены? У всех, кто воюет, есть существенные претензии не столько к Минобороны, сколько к нашему ВПК, который уже многие месяцы бодро рапортует про "работу в три смены". Я плохо представляю себе, что где-то сидят "злокозненные" генералы, у которых есть склады, заваленные боеприпасами, а на фронт они их не отдают. Лично я ничего похожего не видел.
Десятилетиями создавался миф о том, что у России мощный современный ВПК, но в реальности, по словам нашего собеседника, мы за редким исключением воюем ещё советским оружием, техникой, снятой с баз длительного хранения, старыми запасами БК. Но даже если в этой ситуации мы оказались к началу СВО и новейшие образцы техники были утрачены в ходе первого этапа боевых действий, то за прошедшие уже почти 1,5 года наш ВПК должен был завалить фронт снарядами, сменными стволами для пушек и другой новейшей продукцией. Чтобы не возникало в принципе такого вопроса, что надо что-то накапливать, а потом, когда критическая минута наступила, что-то подавать, полагает Александр Бородай.
Для меня очевидно, что руководители отечественного военно-промышленного комплекса давно и прочно занимались очковтирательством, в том числе и на самом высоком уровне. И сейчас, что очевидно по результатам прошедшего более чем года СВО, их деятельность не может быть признана эффективной,
– подытожил депутат Госдумы.
Неоконченная симфония "Вагнера"
По общему признанию, ЧВК "Вагнер" – лучшее штурмовое подразделение, которое есть в нашей группировке. Начиная с марта 2022 года "музыканты" пробили сильнейшие укрепрайоны Вооружённых сил Украины в Донбассе, возводившиеся восемь лет. На прошлогодний День Победы "вагнеровцы" освободили Попасную, помогли сдержать натиск противника под Кременной, к настоящему моменту освободили Соледар и окрестности, около 90% Бахмута. Уход ЧВК в тыл определённо снизит наш наступательный потенциал.
Куда они уходят
Если смотреть отрешённо, для самой компании уход не будет выглядеть чем-то несолидным. Бойцы показали отличный результат, нанесли врагу неприемлемые потери, решили ставившиеся перед ними боевые задачи практически в полном объёме и, в принципе, с чистой совестью могут уходить из зоны СВО в Африку и другие регионы мира, интересные руководству ЧВК. Жертвовать из-за отсутствия боеприпасов людьми Пригожин, с его собственных слов, не намерен, поскольку для него человекосберегающий принцип важен. Люди – самый невосполнимый ресурс. Снарядов можно наклепать за несколько месяцев, подвезти за считаные часы и дни, а для того чтобы вырос новый русский воин, нужно как минимум 18 лет. Кроме того, нести совершенно неоправданные потери – значит, ставить под вопрос имидж компании на мировой арене.
Кто может занять место "Вагнера" на данном участке, да и на остальных, пока не ясно. Штурмовая пехота в дефиците и, как отмечалось в одном из прошлых материалов Царьграда, играет наряду с артиллерией решающую роль в специальной военной операции. Из-за нехватки слаженных боевых подразделений у нас случились проблемы и под Херсоном, и под Харьковом, и под Киевом. Если бы "Вагнер" в тот момент был там, ситуация могла быть иной. Но этого не случилось. Они были заведены тогда, когда операция, мягко говоря, пошла не по плану, заявил в комментарии "Первому русскому" Андрей Пинчук.
"Вагнер" может потребоваться везде, где нужен победный эффект, где нужно не просто пересидеть и выдержать удар противника. Перманентная оборона всегда ведёт к поражению, классиков военного дела не переспоришь. Никто, кроме ЧВК "Вагнер", не сможет штурмовать крупные городские агломерации вроде той же Славянско-Краматорской. ВДВ после Гостомеля понесли большие потери, у подразделений спецназа также убыль, в подразделениях ДНР дыры закрывают мобилизованными,
– поделился мнением военный эксперт.
Что с того?
Очевидно, что в известном видео Евгений Пригожин отчасти играет. Не тот это человек, который станет так эмоционировать из-за потерь. Людей, несомненно, жалко. Но Пригожин к потерям привык, как бы жёстко это ни звучало. Да и не принято у людей его круга так явно демонстрировать свои эмоции. А вариантов развития ситуации на данный момент просматривается два. Либо ЧВК "Вагнер" "красиво" уходит из Бахмута и передаёт эту зону ответственности подразделениям Минобороны, концентрируясь на собственных делах в Африке, либо добивается приемлемых для себя условий ведения боевых действий. И с этой точки зрения обращение главы ЧВК похоже на торг.
Очевидно, в интересах проведения специальной военной операции и частная военная компания, и Минобороны должны бы прийти к взаимопониманию и чётко координировать свои действия в интересах достижения общей цели. Несмотря на ведомственные противоречия и многочисленные проблемы, совместная работа помогла решить практически все задачи, ведь подобный опыт у них был ещё в Сирии. Сейчас же необходимость оставить в стороне разногласия и работать на общее дело ещё выше. Ведь итоги СВО будут одинаковы и для ЧВК, и для Минобороны, и для правящей элиты России, и для народа. Враг нас "по масти" не делит.