Стамбульские "знаки времён"
Всеправославный Собор сорван. Вопреки попыткам Русской Церкви реанимировать это начинание
Всегда скептически относился к нумерологии. Но то, что именно 06.06.16 в оккупированном Царьграде, рекомом "Стамбулом", творилось нечто апокалиптическое, отрицать невозможно даже самому убежденному рационалисту и скептику. Так, именно вчера сначала в священной для всех православных христиан Святой Софии был совершен мусульманский обряд с прямым транслированием турецким государственным телеканалом TRT. И хотя турки ещё в XV веке превратили эту величайшую христианскую святыню в мечеть "Айя София", она ещё с 1935 года, став музеем, перестала выполнять эту функцию. А в итоге вошла в число памятников ЮНЕСКО именно как православный храм.
Но даже этот вызов турецких исламистов, весьма активизировавшихся в годы правления Эрдогана, померк в сравнении с поистине необъяснимым с рациональной точки зрения демаршем Константинопольского Патриархата. Который на заседании своего Синода 06.06.16 не просто отверг предельно корректные предложения других Православных Поместных Церквей по исправлению ошибок планирующегося Всеправославного Собора, но фактически поставил всему Православному миру ультиматум. Или Собор будет проведён в ранее обозначенные сроки на условиях Константинополя (читай – ангажированного западными политическими элитами Патриарха Варфоломея), или "будет как тогда". В том смысле, что поставлено под угрозу православное единство, "главным хранителем" которого якобы являются архиереи оккупированного Царьграда.
Не буду пространно цитировать это, исполненное экклесиологической фанаберии, послание Константинопольского Патриархата, его перевод несложно найти в сети. Замечу лишь, что перед оным меркнут евангельские слова "Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или когда попросит рыбы, подаст ему змею..." Более того, после недавних предложений Священного Синода Русской Православной Церкви в срочном порядке созвать Всеправославное совещание, призванное разрешить спорные вопросы, накопившиеся у многих православных христиан относительно готовящегося Собора (и в том числе у находящихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата монастырей Святой горы Афон), этот ультиматум выглядит даже не иррационально, а едва ли не инфернально.
Впрочем, лично мне все это напоминает страницы истории Константинопольской Церкви времён падения Царьграда и последующих столетий. Поясню: в 1439 году архиереи Царьграда не только подчинились Римскому папе, заключив позорную для православных христиан Флорентийскую унию, но и попытались навязать это подчинение Русской Церкви. Собственно, именно это событие привело к автокефалии отвергшей унию Московской Митрополии, столетие спустя обретшей статус Патриархата. Того самого Патриархата, в земли которого оказавшиеся в условиях османской оккупации цареградские архиереи стали регулярно "паломничать" с "фандрайзерскими" целями. В том числе – обменивая величайшие святыни (а порой и поддельные реликвии) на целые возы золота, серебра, пушнины, ну и банально продуктовые обозы.
Грешно осуждать наших константинопольских отцов и братьев, оказавшихся в XV веке от Рождества Христова в поистине трагических условиях. Однако в русской исторической памяти сохранилось и то, как два столетия спустя на так называемом "Большом Московском Соборе" 1666-1667 годов (опять эта нумерология!) именно они судили всю древнерусскую церковность и раскалывали Русскую Церковь. Проклиная богослужебные чины, обряды и книги святых Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого и первых Московских Патриархов. И получая за эти анафемы очередную материальную мзду.
Но что было, то прошло. Сегодня мы живём в иных исторических условиях. И казалось бы, любые разногласия можно решить куда проще и быстрее, что называется, "в режиме онлайн". Лишь бы была воля, как минимум, к пониманию братской позиции. Особенно, если это не нарочито дискуссионная позиция неких околоцерковных публицистов, но богословски выверенное соборное мнение целых Поместных Церквей и Священного Кинота Святой горы Афон. Но судя по всему, для Константинопольского Патриарха Варфоломея желание предстать в западном зеркале неким "всеправославным папой", оказалось важнее и единства церковного, и истины.
Не берусь прогнозировать дальнейшие события. Хочется надеяться, что соборный разум промыслительно возобладает, и Поместные Православные Церкви смогут разрешить возникшие разногласия. Вот только это произойдёт уже явно не благодаря, а вопреки воле Патриархата, именуемого "Вселенским", а на деле являющегося "Стамбульским". Ну а Всеправославный Собор теперь если и проводить, то только после нахождения полного согласия и желательно где-нибудь на берегу русской реки.