В чём главная изюминка военных учений «Восток-2018»
На Дальнем Востоке стартовали самые масштабные в истории России военные манёвры. Но главная их «изюминка» не в численности, уверены специалисты
Почти все новости о начале военных учений «Восток-2018» не обходятся без упоминаний их масштаба. «Крупнейшие в России». «Самые крупные за 37 лет». «Триста тысяч участников». «Даже советские учения «Запад-81» были меньше».
Но только ли в масштабах дело? Не только, считают военные специалисты.
Ещё и география
Да, география учений, что называется, внушает. Когда сообщается, что в район мыса Ванкарем в Чукотском море пришёл отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота, это заставляет проложить мысленно прямую по карте от Владивостока до Чукотки и подивиться широте замысла манёвров. А когда выясняется, что прибыли по Северному морскому пути не какие-то специально приспособленные ледоколы, а большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» и большие десантные корабли «Кондопога» и «Александр Отраковский», то настаёт черёд подивиться тем, кто этот поход организовывал и обеспечивал.
Большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков». Фото: www.globallookpress.com
И к тому же он оказался не просто походом, а вполне себе условно-боевым: отряд отрабатывает операции по высадке морского десанта на необорудованное побережье. У Тикси уже высаживались, на Чукотке – вот-вот. И дальше двусмысленно звучат слова из официального релиза, что «силы (войска) Северного флота отрабатывают практические действия в Арктической зоне в районе Чукотки, как на континентальном побережье, так и в морях Северного Ледовитого и Тихого океанов». Умом понимаешь, что с Тихим океаном граничит огромный кусок российского берега, - но невольно на ум приходят Аляска, Калифорния, а то и Гавайи. Исправить между делом ошибки царей. Замаха у учений на это хватает. И такое – действительно впервые в истории современной России.
Но и это – всего лишь ширина, говорят военные специалисты. А перед нами ещё и небывалая задействованность глубины России. В конце концов, чтобы перебросить сотни тысяч людей и тысячи единиц техники из европейской части страны на Дальний Восток - это какая же организация должна быть! Какая инфраструктура задействована! И всё это – быстро, практически мгновенно для таких масс.
Да, одна из изюминок нынешних учений – их масштаб: в них участвуют 300 тысяч почти, 297 тысяч человек, - отметил известный российский военный эксперт Виктор Литовкин. – А вторая изюминка – что военными продемонстрирована огромная манёвренность. Ведь произошла переброска личного состава с одного конца страны на другой в кратчайшие сроки. Такой манёвренности не знает ни одна армия мира. Американцы в 2003 году для того, чтобы напасть на Иран, полгода собирали свои войска в Персидском заливе. А у нас за 2-3 недели перебрасывают с одного конца страны на другой конец 300 тысяч вооружённого народа и техники!
Фото: www.globallookpress.com
Кстати, о цифрах
Триста тысяч «вооружённого народа» – это ведь далеко не 300 тысяч пассажиров поездов. Хотя и их перевезти с Волги на Амур – та ещё была бы работка. Но армия – это ещё и органы военного управления, обеспечения, связи, это целые парки необходимого оборудования и вооружения, без которых армия – не более чем толпа с оружием.
Плюс к этим 300 тысячам человек в манёврах будут задействованы более одной тысячи самолётов, вертолётов и разных беспилотников. Танков и боевых бронированных машин – до 36 тысяч! До 80 кораблей и судов обеспечения!
И хотя пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков попытался несколько сбить ажитацию, приговаривая, что «это обычное развитие Вооружённых сил, которое необходимо для обеспечения безопасности нашей страны», и «идёт обычный рутинный процесс учебно-тренировочный и по совершенствованию координации и навыков», - военные специалисты отдают должное этому колоссальному смотру возможностей и степени военной организации в России.
Фото: www.globallookpress.com
Удержать мир во всем мире пробуют на учениях «Восток-2018»
А заодно военные обещают опробовать новые методы применения войск, новые типы подразделений, вообще все возможные новинки, что дала армии промышленность. Особенно в том, что касается интегрированных автоматизированных систем управления и вообще интегрированности армии и её техники, когда эта самая интегрированность начинается чуть ли не с нижнего белья и заканчивается орбитальными спутниковыми группировками.
По сути, армия учится современной войне. И учится масштабно – не отдельными подразделениями и частями, а почти всем своим тяжёлым организмом.
Ещё не союзники, но уже соратники
И вот здесь и есть самая главная изюминка учений «Восток-2018». И не случайно именно на неё уже обратили внимание американские эксперты из издания The National Interest.
Основная изюминка, на мой взгляд, всё же не в масштабах, а кое в чём другом, - заявил Виктор Литовкин. - И очень важная изюминка. Министр обороны Сергей Шойгу сравнил эти учения с «Западом-81». Если говорить о масштабах, то да. Но вот подтекст здесь другой. Дело в том, что в «Западе-81» принимали участие страны Варшавского договора. То есть это были союзники. Связанные обязательствами в случае чего помогать друг другу, защищать друг друга.
С. Шойгу. Фото: www.globallookpress.com
«А в нынешних учениях принимает участие Китай, который не является нашим союзником юридически, - продолжил эксперт. - И то, что Россия и Китай воюют вместе, в одном строю, - это демонстрация того, что в случае чего и Россия, и Китай будут вместе противостоять гегемонии США. Хотя у нас нет никаких обязательств друг перед другом, мы партнёры стратегические, но не союзники, - но сегодня, когда Трамп, Америка нам санкции ужесточает, Китаю - тарифы и так далее, мы показываем: парень, успокойся. Мы тебя не боимся, и мы сумеем тебя поставить на место. Потому что мы - вместе. Это и есть – главная изюмина».
«О ней никто не говорит вслух. Но кому надо, все понимают», - заключил Литовкин.