Дело Пастыря: К девятой годовщине интронизации Святейшего Патриарха Кирилла
1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
"Нимало вопреки глаголю"
"Избрание меня Патриархом... приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю", - эти негромкие, но четкие слова, прозвучавшие в соборном кафедральном Храме Христа Спасителя 27 января 2009 года из уст митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Русская Церковь слышала уже не раз.
Путь Предстоятеля
Казалось бы, традиционный ответ на традиционный вопрос о принятии избрания Предстоятелем. Но какова значимость этих слов, сколько ответственности в каждом из них? Каково осознавать то, что пройдет еще несколько дней, и ты наденешь на себя белый куколь Русских Первосвятителей, приняв на себя не на определенный срок, а до конца своих земных дней ответственность за многомиллионную православную паству: людей, зачастую пришедших в Церковь совсем недавно, за не столь еще долгие постсоветские годы? Понимал ли все это владыка Кирилл в тот исторический момент? В этом нет ни малейших сомнений:
"Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несёт..."
Можно только догадываться, какие жизненные события пробежали перед мысленным взором избранного Предстоятеля в те зимние дни 2009-го. Скорее всего, вся его жизнь – жизнь Церкви и страны последних шести десятилетий: от послевоенного Ленинграда, в котором 20 ноября 1946 года родился будущий 16-й Московский Патриарх, до дней, когда православные христиане провожали в последний путь Святейшего Патриарха Алексия II и готовились к Поместному Собору.
Увы, в ходе этой подготовки было немало суеты и информационных шумов, но люди Церкви прекрасно понимали: именно сейчас мы должны быть едины как никогда. Ведь враг рода человеческого в покое нас не оставит никогда, а потому наше сплочение в молитвах и конкретных делах – это то главное, что делает нас единым целым, тем самым Богочеловеческим организмом, которым является Церковь Христова.
Ленинградский Промысл
"Мы жили в нищете. На пятерых человек у нас была одна комната 19-метровая и маленькая такая "щель", которая называлась "папина комната". В этой "щели" стояли полки, набитые книгами, папин письменный стол и узенькая такая кроватка. Жили очень дружно, у нас не было ни горячей воды, ни парового отопления, ни газа, готовили на керосинках, потом появилось величайшее изобретение человечества керогаз..."
Так вспоминал свои детские и подростковые годы в документальном фильме "Путь Пастыря". Миллионы русских людей могут вспомнить примерно то же самое. За одним исключением: священническое служение, которое избрал в марте 1947 года уже пострадавший от безбожной власти отец Патриарха Кирилла – главный механик Машиностроительного завода имени Калинина Михаил Васильевич Гундяев – это не карьерный шаг, но вполне возможный путь на Голгофу. Ведь ни для кого не секрет, что в те годы каждый новый день мог стать началом новых богоборческих гонений.
Михаил Васильевич и Раиса Владимировна Гундяевы - родители Святейшего Патриарха Кирилла. Фото: архив СПбДА/patriarchia.ru
Глава Государства Российского Владимир Путин младше Патриарха Кирилла на 6 лет. Они не только жили в одном городе, не только гуляли по одним и тем же прямым улицам нашей Имперской столицы, но и с детства были связаны духовно. Совсем недавно страна узнала, что раба Божия Владимира 21 ноября 1952 года в петербургском Преображенском соборе крестил… отец Михаил Гундяев:
"Крестили меня втайне от отца, он был членом КПСС. Не знаю, насколько эта тайна была действительно серьезной, но так, во всяком случае, мне говорили, когда я уже подрос. Меня крестили в Ленинграде (сегодня – Петербурге) в Преображенском соборе. И батюшка, который тогда там служил, предложил назвать ее сына, то есть меня, Михаилом. Он говорит: сегодня день Михаила, день ангела, и я, говорит, Михаил. Мама извинилась, говорит: батюшка, извините, мы уже назвали в честь отца",
- так вспомнил это событие в своем интервью в документальном фильме "Патриарх" Владимир Путин.
Мы не раз говорили о важности византийского симфонического идеала отношений Церкви и государства, но одно дело – политические схемы, а совсем другое – Божий Промысл. И в этом жизненном случае, затрагивающем судьбы двух правителей Земли Русской – светского и духовного, этот Промысл – очевиден.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин посещают монастырь Св. Пантелеймона на Афоне. Фото: www.globallookpress.com
"Поминайте наставники ваша"
"Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере", - в этих словах первоверховного апостола Павла прослеживается один из главных жизненных принципов Патриарха Кирилла. Люди верующие прекрасно знают: когда Его Святейшество приезжает в родной город, то всегда, даже если это однодневная поездка, он совершает заупокойное богослужение на трех могилах: своих отца и матери на Большеохтинском Георгиевском кладбище и своего учителя – митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Рождественские встречи: Прививка от либерализма для русских парламентариев
Очень сложно в рамках небольшой статьи даже вкратце рассказать о значении этого человека для Русской Церкви, но одно очевидно: недолгие 48 лет жизни владыки Никодима навсегда вошли в ее историю. И полтора десятилетия из них – тесно связаны совместным служением учителя и ученика: митрополита и… сначала просто Володи, потом Владимира, затем – иеромонаха Кирилла, наконец, владыки Кирилла.
И когда, на рубеже 2008-2009 годов именно митрополит Кирилл стал Местоблюстителем Патриаршего Престола, а затем и Патриархом, многие церковные публицисты обратили внимание на то, что "старые митрополиты", святители, ставшие архипастырями Русской Церкви еще в 1960-х годах, горячо поддержали кандидатуру митрополита Кирилла. Все они прекрасно знали митрополита Никодима и видели в его ученике наследника идеи сильной независимой Церкви, умеющей находить точки соработничества со светской властью, и в то же время – активной в делах просветительских. Несмотря на какое бы то ни было внешнее давление.
Фото: свящ. Игорь Палкин/patriarchia.ru
Церковь Воинствующая и миротворящая
Еще в 1990-х годах, когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил знаменитый ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений, ныне – Отдел внешних церковных связей), им была поставлена четко определенная, хотя и не озвученная вслух цель: сделать Русскую Православную Церковь ведущей социальной силой в стране и укрепить международный авторитет Церкви. Цель, достижение которой осуществилось только в годы его Предстоятельства, но шаги к этому делались на протяжении нескольких десятилетий.
Так, именно владыка Кирилл, будучи еще митрополитом, сделал все, чтобы в школах России появились уроки Основ православной культуры. Именно он готовил воссоединение Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Именно при нем начался диалог со старообрядцами (напомню, что первые шаги к этому сделал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим), а также начали возрождаться единоверческие приходы Московского Патриархата (до революции их было около 600, а к 1991 году – считанные единицы).
Патриарх Кирилл ускорил обмен пленными в Донбассе
В последние десятилетия Церковь начала формировать собственную информационную повестку дня (во многом это было сделано Предстоятелем еще в 1990-х, когда его телепрограмма "Слово Пастыря" стала одной из самых рейтинговых передач российского телевидения). И одним из важнейших вопросов этой повестки стали миротворческие вопросы. Так, если в советские времена словосочетание "борьба за мир" воспринималось с изрядной долей скепсиса, то сегодня очевидно: Московский Патриархат играет значимую роль в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке и, по сути, является единственным подлинным миротворцем в землях Юго-Западной Руси, ныне именуемых "Украиной".
Конечно, на фоне этих миротворческих действий нельзя не отметить и агрессивную антицерковную пропаганду в либеральных СМИ и определенном сегменте социальных сетей и блогосферы. Как очевидно, что существуют вполне определенные политические силы, которым церковная социальная активность – что кость в горле. А потому потоки грязи и клеветы нередко льются и на Предстоятеля. Но, как сам любит говорить Патриарх Кирилл, камни кидают только в то дерево, которое приносит плоды. А плоды в деятельности Святейшего Владыки – налицо в виде тех же многотысячных очередей к мощам Святителя Николы Чудотворца и другим святыням. Именно это – главный символ того, что наш народ возвращается к своим православным корням, и самый наглядный пример просветительских трудов Святейшего Патриарха Кирилла.