К чему приведёт санация Московского индустриального банка
Центробанк России объявил о санации Московского индустриального банка (МИнБ), ещё недавно входившего в топ-30, а на 1 января занимавшего 33-е место среди финансовых организаций страны по величине активов. Правда, качество этих активов оставляет желать лучшего
Помыслы и деяния
Московский индустриальный банк был образован ещё в СССР, на базе удачно приватизированного Московского городского управления Промстройбанка СССР. Он всегда контролировался выходцами из Чеченской Республики (крупнейший акционер МИнБ Абубакар Арсамаков, кавалер золотой медали «За помыслы и деяния» имени графа Витте, даже возглавляет «Объединение граждан, вынужденно покинувших Чеченскую Республику») и много работал со столичным, петербургским и северокавказским строительным сектором.
Юрий Пронько: Набиуллина лжет, или кому выгоден хаос на банковском рынке России?
Деятельность МИнБа представляет чрезвычайный интерес для любителей распутывать клубки финансовых, скажем мягко, авантюр. В Центробанке аккуратно отметили, что «кредитная организация финансировала неэффективные инвестиционные проекты, обесценивание которых привело к резкому снижению капитала». Под этим понимаются в первую очередь туристические объекты в северокавказском регионе и возведение торговых центров в Чеченской Республике.
Но интересные траты случались и раньше. Так, аккурат перед кризисом 1998 года МИнБ купил московский «Стайл-банк», плотно связанный с чеченской диаспорой в Москве. Лицензию у «Стайла» отозвали в 2004 году, но МИнБ не бросил его клиентов и выкупил все долги дочерней организации. Это случается крайне редко; поговаривают, дело в том, что клиенты «Стайл-банка» пользовались очень серьёзным авторитетом в Чечне и диаспоре.
Крупнейший акционер МИнБ Абубакар Арсамаков. Фото: Александр СаверкинTASS
Неудачник или «пылесос»?
Очень не повезло банку и со строительными проектами, которые резко потеряли в привлекательности после событий 2014 года. Часть последних инвестиций оказалась особенно неудачной: так, кредит в 640 миллионов рублей одному из подрядчиков Urban Group почти сразу стал безнадёжным – банку вроде бы достались 365 квартир залога, но формально финансовое положение организации заметно ухудшилось. Да и без того объёмы активов и капиталов постоянно сокращаются уже пятый год. Кроме того, в 2018 году начался отток вкладчиков: с января по август из МИнБа выведено 28,7% средств юридических лиц – видимо, неплохо информированных о состоянии бизнеса.
Почему нельзя списывать долги жителей Чечни перед «Газпромом»
При этом Центробанк, против обыкновения, пока что не имеет претензий к руководству и владельцам МИнБ. Не обнаружено значительных кредитов аффилированным организациям, вывода средств в пользу совладельцев, других признаков недобросовестного ведения бизнеса. В то же время ряд экспертов полагают, что это только вопрос времени: «В скором времени всё-таки услышим о выводе активов на сумму в десятки миллиардов рублей… Классическая схема «пылесоса», когда более двух третей пассивов составляли вклады населения и эти средства преимущественно шли на корпоративные кредиты, скорее всего связанным сторонам».
Недешёвая санация
Санация банков в России через продажу воздуха
Так что теперь, после нескольких предупреждений и предписаний, наступила расплата: в банке введена временная администрация, а прежние хозяева финансовой организации фактически отстранены от управления. Банк продолжает выполнять свои обязательства в полном объёме, правда, теперь это обойдётся России в копеечку.
Государство в лице Центробанка, каким бы независимым он себя ни считал, и Агентства по страхованию вкладов, потеряет большие деньги на санации Индустриального банка. Так, АСВ уже вложило в МИнБ 6,3 миллиарда рублей облигациями финансового займа в виде субординированного кредита – по правилам, при санации такие кредиты списываются. А Центробанк уже подготовил 77 миллиардов рублей (!) для поддержки банка-неудачника – они будут выданы как кредиты под процент, равный ключевой ставке ЦБ. Тут, кстати, золотое дно: никто, кроме ЦБ и отстранённого ныне топ-менеджмента, не имеет достоверных сведений о реальном финансовом положении МИнБ, а значит, на его оздоровление можно списывать любые суммы.
Фото: HANK50 / Shutterstock.com
Какова будет роль семьи Арсамаковых и их партнёров в оздоровлении ситуации – сейчас неясно. Центробанк, повторимся, избегает какой-либо критики в адрес (бывших) владельцев, так что не исключено, что после определённых государственных финансовых вливаний под низкие или нулевые проценты банк вернётся в прежние руки.
Набиуллина заплатит 4,5 млрд дельцам из «Открытия», которые довели его до банкротства
Согласно закону, если не будет сколько-нибудь значительной дыры, собственники банка после санации сохраняют 25%, то есть доля каждого уменьшается в четыре раза. 75% акций поступает в распоряжение Фонда консолидации банковского сектора. При этом Фонд после завершения санации не оставляет активы себе, а реализует их на открытом рынке. Правда, до сих пор ни один национализированный и санированный банк приватизирован не был. Единственная продажа привела к тому, что Промсвязьбанк за 113,4 млрд рублей достался государственному Агентству по страхованию вкладов.
Найдёт ли Центробанк «дыру», чтобы забрать банк целиком, зависит главным образом от его желания. Оценки экспертов здесь различаются в разы: подавляющее большинство считают, что «дыра» есть, но её размеры варьируются от 40 до 200 миллиардов рублей. Погашать эту разницу между обязательствами и активами будут за наш с вами счёт.