«Латиноамериканская весна» начинается с Венесуэлы
Венесуэла близка к инспирированному США госперевороту. Пример Каракаса может вызвать «эффект домино» и привести к смене неугодных США режимов на Кубе и в Никарагуа, считают эксперты по Латинской Америке
Госпереворот в Венесуэле близок к завершению. Созданное США «параллельное государство» во главе с Хуаном Гуайдо и законный президент Николас Мадуро ведут борьбу за лояльность военных. С 10 по 15 февраля Мадуро планирует военные учения, чтобы провести срочную мобилизацию армейских подразделений. До этого, с 30 января до 2 февраля, Гуайдо собирается провести масштабные акции протеста, на которые рассчитывает привлечь и военных. Если Вашингтону удастся свергнуть Мадуро, это может запустить новую волну госпереворотов в странах Латинской Америки, где у янки имеется большой опыт.
Старые перевороты
С 1828 года, с принятия «доктрины Монро», Соединённые Штаты считали Латинскую Америку неприкасаемой территорией, где только они вправе менять правительства. Когда в регионе в XX веке начали появляться неугодные режимы, США провели серию государственных переворотов.
Первой жертвой ЦРУ стал президент Гватемалы Хакобо Арбенс Гусман. Причиной его свержения в 1954 году была земельная реформа и национализация американской компании United Fruit Company.
Чем госпереворот в Венесуэле опасен для России?
Следующим неугодным диктатором оказался президент Доминиканской Республики Рафаэль Трухильо, застреленный в 1961 году. После недолгой паузы США взялись за лидера Чили Сальвадора Альенде Госсенса, который тоже был убит при организованном ЦРУ военном перевороте.
Далее наступил черёд президента Никарагуа Анастасио Сомоса Дебайле, бежавшего из страны в 1978 году после того, как партизаны «Сандинистского фронта национального освобождения» взяли столицу Манагуа.
Последней жертвой Вашингтона стал руководитель Панамы Мануэль Норьега, отстранённый от власти в результате военной интервенции 1989 года.
Мануэль Норьега. Фото: www.globallookpress.com
Новые перевороты
В XXI веке США не прекратили практику смены режимов в Латинской Америке. Её жертвой пал предшественник Мадуро Уго Чавес, который, по признаниям министра обороны Венесуэлы Альфредо Молеро, был отравлен или заражён онковирусом. После Чавеса настала очередь двух женщин-президентов Аргентины и Бразилии: Кристины Фернандес де Киршнер и Дилмы Руссефф. Обе конфликтовали с США, стремились сблизиться с Россией и сложили полномочия после коррупционных скандалов в 2015 и 2016 годах.
Спасёт ли Россия Венесуэлу от американских бомб
Переворот в Венесуэле, если состоится, может запустить «латиноамериканскую весну», которая затронет прежде всего страны, зависимые от Каракаса.
«Венесуэла находится в состоянии экономической и гуманитарной катастрофы. А с этим без внешней помощи не справится ни один лидер», — отметила в беседе с Царьградом доктор политических наук и член экспертного совета Федерального агентства «Россотрудничество» Татьяна Полоскова.
По её словам, «приход к власти правых лишит поддержки соседнюю Кубу, и она может стать следующим объектом иностранной экспансии».
Не так уж всё однозначно на Острове Свободы, — напомнила Полоскова. — Проамериканские настроения среди молодёжи достаточно сильны. В публичном пространстве Венесуэлы активно обсуждаются планы США по тройке Венесуэла — Куба — Никарагуа. Согласно этим планам, Венесуэла — лишь первое звено в череде попыток госпереворотов. От финала венесуэльской истории зависят судьбы народов Кубы и Никарагуа, а также вся дальнейшая перспектива левого движения в Латинской Америке.
Таким образом, политические изменения в Венесуэле могут дать старт переменам в соседних странах, революции в которых, очевидно, будут сопровождаться усилением позиций Соединённых Штатов. Для России и Китая это плохой сигнал.