Стаду роботов-водолазов требуется пастух
Подводные роботы России завоёвывают морские глубины, но их разработчикам недостаёт координации
Недавняя и ещё не закончившаяся история с поисками затонувшей аргентинской подлодки "Сан-Хуан" показала поразительный для непосвящённых прогресс в оснащении русского флота подводными аппаратами.
Если во время гибели "Курска" не нашлось вовремя ни нужного спасательного оборудования, ни водолазов, из-за чего пришлось обращаться к норвежцам, то сегодня аргентинскую подлодку наши моряки ищут с помощью телеуправляемого необитаемого аппарата, то есть робота "Пантера плюс".
И ничего, что робот этот производства британской компании SeaEye Marine Ltd. Важно, во-первых, что он есть. А во-вторых, в России разворачивается свой огромный потенциал для производства подводных роботов. Вот только разворачивается он пока как дитя при семи няньках...
Об этом шла речь на прошедшей во вторник в Москве Всероссийской конференции по вопросам развития морской робототехники. Она была созвана Общероссийским движением поддержки флота (ДПФ) и прошла с участием профильных институтов военно-морского и транспортного флота, морских вузов, научных центров и проектно-конструкторских бюро различных ведомств.
Россия делает сама
Вообще-то российские подводные роботы уже сегодня готовы нырнуть на глубины большие, нежели есть в Мировом океане.
Так, к примеру, Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН (ИПМТ ДВО РАН) разработал автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) "Клавесин-1Р". Он уже успешно работает в Арктике, где, в частности, участвует в сборе научных доказательств принадлежности арктического шельфа России. Робот этот — не просто некий манипулятор, руки оператора, опущенные на дно. Он наделён искусственным интеллектом, с тем же оператором общается по гидроакустическому каналу связи, передаёт наверх очень чёткую, с высокой разрешающей способностью картинку морского дна. Ну и, конечно, манипуляторы у него тоже есть.
Фото: www.globallookpress.com
При этом нужно отметить, что создание автономных необитаемых аппаратов здесь началось ещё в 1972 году, а через год первый из них уже нырял. То есть Россия всё может сделать сама, нужно только инициативу и энтузиазм подкреплять внятной государственной политикой на этом направлении и осмысленно сформулированным государственным заказом. А вот с этим пока напряжёнка: там же, на Дальнем Востоке, в 2005 году запутавшийся в рыболовных сетях на глубине всего 200 метров батискаф АС-28 спасали английские специалисты с помощью своего подводного аппарата Scorpio. Про злосчастный "Курск" уж помолчим...
Так вот, именно здесь разработан один из самых, если не самый "изящный" подводный робот ИМТ-3000, который умеет всё то же, что и обычные аппараты, но весит всего 180 кг, и разрабатывается аппарат, способный достичь глубины в 12 км. Это при том, что самое глубокое место в Мировом океане — Марианская впадина глубиной в 11 022 м.
Но и это — не уникальная разработка. Как рассказал на конференции руководитель направления развития робототехники в Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Доброхотов, сегодня ведётся разработка 17(!) проектов роботизированных подводных аппаратов и комплексов различного класса и предназначения. И это число постоянно растёт. "Сегодня в ОСК функционирует направление робототехники в рамках Фонда перспективных исследований, — рассказал он. — Там разрабатывается три перспективных проекта: «Витязь» — по созданию глубоководного аппарата с глубиной погружения до 12 км, «Айсберг» — по созданию подводного добычного комплекса с системами сейсморазведки, а также проект аппарата с повышенной дальностью плавания — до 10 000 км".
"Также мы занимаемся вопросом, связанным с развитием полигонов для испытаний робототехники", — сказал он, уточнив, что научно-производственный испытательный комплекс планируется создать в Ленинградской области на базе цехов Кронштадского морского завода и 17-го арсенала.
Нужно идти всё глубже и всё дальше. Но…
Необходимость ускоренного развития подводной робототехники обосновал в своём выступлении замминистра транспорта РФ, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорт Виктор Олерский:
Во-первых, цена человеческой жизни меньше не становится. А задачи, стоящие перед нами, становятся все серьёзнее и серьёзнее. Для их решения приходится идти всё глубже и дальше, а человеческие возможности, безусловно, не безграничны. Во-вторых, водолазные работы, ведущиеся в ручном режиме, тяжелы, опасны и требуют специалистов очень высокого класса, а их немного. И стоят они немало. И потому замена человека в связанной с агрессивной средой деятельности техникой остро стоит на повестке дня в морских проектах.
Всё верно: ведь телеуправляемый аппарат может работать круглосуточно, ему не нужны запасы воздуха, и на его работу не влияет усталость экипажа. Сегодня ни один крупный проект по добыче ископаемых на шельфе не обходится без таких аппаратов.
"Сегодня наша структура вооружена самыми современными технологиями работы на море и под водой, — поделился начальник отдела необитаемых подводных аппаратов Морской спасательной службы Росморречфлота Игорь Зайвенко. — Здесь используются высокотехнологичные роботизированные системы, позволяющие работать на глубине порядка 3 тысяч метров, инспектировать подводные объекты, исследовать причины аварий, вести подводное строительство, вести с помощью робототехнических комплексов воздушную ледовую разведку и поиск людей на расстоянии до 15 км от судна-носителя, что намного эффективнее традиционной авиации. Особое внимание уделяется обследованию подводных частей буровых платформ, осуществлению экологического мониторинга при добыче полезных ископаемых".
Но есть и "но". По словам Игоря Зайвенко, стоящие на вооружении его службы подводные аппараты отечественного производства в основном исследовательского класса. А вот отечественных телеуправляемых аппаратов рабочего класса, способных осуществлять подводные производственные и ремонтные функции, пока нет.
"Как так?" — удивился начальник сектора робототехники Санкт-Петербурского морского бюро машиностроения "Малахит" Олег Власов. У его бюро, заявил он, 10 лет опыта эксплуатации собственных подводных телеуправляемых подводных аппаратов рабочего класса! Более того, сейчас в сотрудничестве с МГТУ им. Баумана производится их модернизация и адаптация под собственный надводный носитель.
Российский корвет "Каракурт" заставил содрогнуться Запад
Вот тут и вскрылась главная проблема отечественного подводного роботостроения. Впрочем, кажется, типичная для России во все времена и при всех общественных системах: мозги есть, с руками хуже, а с организацией вообще никак. Вернее, организацию надо строить из-под палки.
Оказывается, даже специалисты имеют слабое представление о возможностях и потенциальных применениях стремительно развивающейся робототехники. Горизонты возможностей таких инновационных технологий видят далеко не все. Конструировать современную робототехнику мы умеем, но вот своевременно находить для неё новые функциональные задачи — не совсем.
При этом в стране существует множество "бумажных" робототехнических центров, а на деле реально работают единицы. С другой стороны, мало — да что там, почти и нет — центров, где готовили бы специалистов по обслуживанию подводных роботов.
Словом, "дитя" налицо, "семь нянек" тоже присутствуют. Стоит заранее задуматься о последствиях.
Как отметил, подводя итоги конференции, председатель ДПФ, заместитель главы Общественного совета Росморречфлота Михаил Ненашев, состоявшаяся профессиональная дискуссия выявила существование бюрократического беспорядка в координации деятельности многочисленных провозглашённых в стране морских робототехнических проектов. Выходом из ситуации, по его убеждению, было бы скорейшее наведение в этой сфере более системного подхода по образцу "единого окна". Это означает, по его словам, формирование единой технологической концепции в морской робототехнике и объединение вокруг её реализации материальных и интеллектуальных ресурсов, потенциалов государства и общества. Тогда будет возможно достижение действительно прорывных результатов.
Словом, очень перспективному, особенно в по-прежнему богатой мозгами России, стаду роботов-водолазов очень требуется один компетентный пастух.