Белоусова не послушали - вот итог. "Вредительская" ставка губит фронт?
Телеведущий Владимир Соловьёв в эфире своей передачи озвучил претензии в адрес руководства Центробанка, указав, что введённые "запретительные" кредитные ставки лишают смысла любое производство. В том числе производство, которое работает на фронт. Однако, напомнил эксперт Алексей Зубец, здесь есть свои подводные камни. В действительности для экономического роста необходимо не жонглировать со ставкой, а развивать экономический рост иными методами. Именно об этом, напомнил он, некогда говорил Андрей Белоусов, будучи не министром обороны, а первым зампредом правительства.
Руководство Центробанка, которое ранее не исключило роста ключевой ставки до 20%, публично раскритиковали. Так, ведущий Владимир Соловьев в прямом эфире высказался, что недавнее повышение ставки с 16 до 18 процентных пунктов крайне вредно для производства в России. В том числе военного.
Может быть, кто-то объяснит, что сейчас война идёт и на фронт надо поставлять,
- негодовал ведущий в прямом эфире.
Он отмечал, что из-за высокой ключевой ставки складывается парадоксальная ситуация: производители вынуждены закладывать в стоимость боевой техники и изделий суммы такие, чтобы покрыть из прибыли высокие проценты по кредитам. Прибыль в итоге пойдёт не на развитие оборонки, а банкам.
Экономический обозреватель Царьграда Юрий Пронько также указывал на губительность высокой ставки для бизнеса. По его словам, при потенциальной ставке в 20 процентов ни о каком развитии бизнеса не может быть и речи.
Вы понимаете, какая у вас должна быть прибыль, чтобы вы могли отбить кредит, ведь вы его получите не под 20 процентов - это ключевая ставка ЦБ, кредит будет выше. И это чем надо заниматься в России?
- возмущался он.
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress
Экономист Михаил Делягин, комментируя выпад в адрес ЦБ, согласился с критикующими.
"Действительно, у нас очень много компаний, которые работают на фронт, помимо Министерства обороны. Это не только заказы волонтеров, это не только прямые заказы тех, кто участвует в военных действиях, прямые заказы подразделений. Это ещё и огромное количество предприятий, которые работают не в рамках военно-промышленного комплекса, но поставляют что-то на предприятия военно-промышленного комплекса. По всем этим предприятиям политика повышения процентной ставки Банка России выросла с 8 процентов уже до 18 процентов. Думаю, впоследствии ставка может и ещё повыситься. И это разрушает экономику всю, в том числе это разрушает экономику, поддерживающую фронт", - заметил он.
По его мнению, повышение ключевой ставки в текущих условиях - мера не антиинфляционная, а проинфляционная, стимулирующая инфляцию.
"В стране нехватка денег, а не их избыток. У нас недомонетизированная экономика. И в условиях нехватки денег повышение процентной ставки, удорожая кредит, просто повышает издержку, потому что инфляция вызвана ростом издержек, ну и произволом монополий в том числе. А действия по повышению процентной ставки никакого отношения к ограничению инфляции не имеют или имеют крайне слабое отношение", - заметил он.
Гендиректор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев в свою очередь подчеркивает, что финансовый регулятор в нынешних реалиях должен определиться - на чьей он стороне.
"Когда у нас идёт специальная военная операция, необходимо ставить приоритеты. Я понимаю, если у нас приоритеты в стране, сейчас инфляция, это одна ситуация. Если опираться на слова президента, что сейчас идёт противостояние между Россией и западной цивилизацией за право сохранения России как страны суверенной, то ситуация другая. И мне хотелось бы верить, что именно в этом наш главный приоритет, сохранение России как суверенной страны. Поэтому в данной ситуации для меня вопрос - приоритет Центробанка и приоритет сохранения страны - это равные по силе приоритеты или между ними всё-таки есть что-то, что важнее? Если Центробанк России считает, что сохранение суверенитета страны не является приоритетом, тогда это наш Центробанк или чей-то другой Центробанк?" - указал эксперт.
Фото: Petrov Sergey/news.ru/globallookpress
При этом, убежден директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве России Алексей Зубец, критиковать только ЦБ и его руководство в пробуксовке экономического развития не стоит. "Вредительская" ставка, на которой акцентировал внимание Соловьев, не единственно, что губительно для экономического развития.
"Надо понимать, что основные производители российские, крупный бизнес, занимающийся оборонкой, живёт не за счет банковских кредитов, а за счет прямого субсидирования из бюджета либо кредитов с фиксированной ставкой. За счёт этого живут и крупные инфраструктурные проекты. Никто из строителей дорог, коммуникаций, расширения БАМа, кредиты в банке под 25 процентов не берёт. Малый и средний бизнес живёт за счёт собственных средств, кредитов не берёт или берет, но мало (не более 15 процентов малого бизнеса пользуются кредитами). Остальное - это собственные средства. Главная проблема конвертации избыточной ликвидности в экономический рост на сегодняшний день - это не высокие ставки, это недоступность оборудования", - пояснил он.
Фото: MOD Russia/globallookpress
Из-за невозможности корректно провести платеж, из-за санкций происходит подорожание всего и вся.
"Поэтому основное сдерживание происходит сегодня не по стоимости денег, а по недоступности основных фондов капитальных, необходимых для развития бизнеса. Также бизнес не стремится обновлять оборудование. И это связано не только с недоступностью оборудования, это связано больше с непониманием того, как будет меняться спрос. То есть для того, чтобы стимулировать экономический рост, надо не ставку понижать, а делать то, о чём говорил ещё Белоусов до того, как он стал министром обороны, - проводить субсидирование приобретения основных фондов. И тогда всё пойдёт. Но пока что мы имеем историю с инфляцией, когда деньги утекают в инфляцию вместо того, чтобы утекать в производство", - резюмировал он.