"Мазохизмом попахивает": установка памятника Тамерлану в Самарской области вызывает раздражение
Экспансия мигрантов в Россию, кроме экономического аспекта, имеет еще и культурный. И как выяснилось недавно – историко-культурный. Установка памятника Тамерлану (Тимуру) грозит вылиться в недовольство со стороны татар.
Битва между Тамерланом (Тимуром) и Тохтамышем, случившаяся 600 лет назад на территории нынешней Самарской области на слиянии рек Кондурчи и Сока, продолжает вызывать нешуточные споры. Правительство Узбекистана уже объявило смотр-конкурс на эскиз памятника, в планах – совместно с МИД и министерством культуры России подготовить меморандум об установке памятника, который должен появится в 2023 году. Пока на предполагаемом месте установлен памятный камень. Это сделано по инициативе местных краеведов.
Строго говоря, данная битва не имеет прямого отношения к русскому государству. На тот момент славянский поселений в Поволжье не было, здесь властвовала Золотая Орда. На стороне хана Тохтамыша, который решил выступить против своего правителя Тамерлана, выступали вынужденно русские князья, но они находились в арьергарде и участия в битве не принимали. После этой битвы начался закат Золотой Орды и дальнейшее становление Русского государства.
Местные краеведы, посчитав, что она из крупнейших битв Средневековья, в которой принимало участие около 400 тысяч человек, станет туристической «фишкой» Самарской области.
Как утверждал археолог, кандидат исторических наук Дмитрий Сташенков, в начале 2000-х нужна была какая-то идея и решили остановиться на этом варианте. При этом пока никаких материальных подтверждений битвы не найдено, только упоминание в письменных источниках. На проведение археологических раскопок банально не хватает денег.
До 2016 года фестиваль реконструкторов так и назывался – "Битва Тимура и Тохтамыша", далее его переименовали в этнокультурный фестиваль "Русь. Эпоха объединения".
Установка памятника могут вписать в концепцию развития туристического потенциала региона, по мнению местных краеведов, принести деньги в муниципальный бюджет.
Решительно не согласны с этим представители татарской диаспоры Самарской области. Татары являются второй по численности группой населения после русских, около 4,1% (130 тысяч человек). Президент самарского областного татарского общества "Туган тел" Ильяс Шакуров считает, что ставить памятник пусть и великому полководцу, уничтожившему несколько булгарских (татарских) поселений нельзя.
Считаем, что ставить Тамерлану памятник здесь не стоит. Да, для кого-то он великий полководец, у него было много сражений, но почему именно здесь, в России?! Обычно памятники ставиться для чего? Для того чтобы запомнили потомки. А в отличие от Тохтамыша, потомков Тамерлана здесь нет. Так и зачем нам это нужно? Чтобы напоминать, как Тамерлан их разгромил? Ну как-то мазохизмом попахивает, не находите?
– пояснил Шакуров.
Он напомнил, что войска Тамерлана уничтожили булгарское поселение Муромский городок. И стоит, наверное сделать другие акценты в формировании туристической концепции Самарской области, не оскорбляющей ничьи чувства. Например, наконец выделить деньги на археологические раскопки и сделать музей цивилизации Средних веков на территории Евразии.
Что качается нынешней идеи, то Шакуров задает правильный вопрос: кто поедет смотреть на Тамерлана? Туристы из Узбекистана? Им далеко, и нет нужной инфраструктуры. Мигранты? Правительство Узбекистана показало свой отношение к соотечественникам, бросив их в начале пандемии на произвол судьбы. 4000 узбеков осенью жили несколько недель на железнодорожной станции, спали на земле, без питания. Им помогали местные жители, обеспечивая необходимым минимумом.
Еще один аспект – местные власти с неохотой увековечивают память местных татар, в том числе и знаменитых академиков, героев войны. Но почему-то идут на поводу у внешних партнеров, вызывая неоднозначную реакцию части населения.