Пасха по-католически: Фанар готовит всем православным новый раскол
Фанар и Ватикан готовятся к пасхальной календарной реформе, которая рискует обернуться для всех православных новым расколом. Фактически предлагается установить единую дату празднования Пасхи. Руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков напомнил, что католическая пасхалия соборно была предана анафеме, а потому простой технический переход на неё Фанара поставит его вне Православия.
С 2025 года для всех христиан предлагается сделать общую дату празднования Пасхи. Такое предложение сделал Ватикану представитель Константинопольского патриархата. Кардинал Курт Кох, как пишут Vatican News, сообщил, что папа римский Франциск "даже готов пойти на компромисс здесь".
Издание отмечает, что речь идёт о календарной реформе в Православной Церкви, которую предстоит провести. Однако кардинал Кох при этом уточнил, что "нет смысла искать общую дату Пасхи, если это приведёт к новой напряжённости".
А такой сценарий вполне вероятен. Ведь то, что готовят Фанар и Ватикан для православных, по сути, рискует обернуться новым церковным расколом. Нужно ли это после украинской автокефалии, от которой до сих пор, с "лёгкой руки" Константинополя, Православный мир переживает раскол?
Руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков напомнил о метаниях Фанара. "Когда в 1439 году Константинопольский патриархат вступил во Флорентийскую унию с римо-католиками, это стало громом среди ясного неба для многих православных христиан, - подчеркнул эксперт. - И хотя в итоге Фанар вернулся в Православие, он сделал это уже после падения Константинополя под ударами турок-османов в 1453 году. Ромейское Царство (Византия) рухнуло вслед за падением Ромейской Церкви. Именно в тех условиях молодое Московское Царство стало Третьим Римом, а Церковь Русская обрела самостоятельность и стала единственной в мире свободной Православной Поместной Церковью".
Теперь же, спустя почти семь столетий, "Фанар стремительно тяготеет к унии".
"И только персональные папистские амбиции Константинопольского патриарха не позволяют ему публично расцеловать перстень папы римского (туфлю, как в былые века, лобызать уже не нужно), - продолжил свою мысль обозреватель "Первого русского". - И если в позднем Средневековье Западная и Восточная Церкви в ходе того же Ферраро-Флорентийского собора разбирали множество расхождений между друг другом, то сегодня, в век постмодерна и толерантности, уже не принято говорить о "еретиках", но исключительно об "инославных" ("иных, но тоже славных")".
А вот богословские разногласия, из-за которых ещё не так давно люди были готовы пожертвовать жизнями, всё чаще именуют "частными богословскими мнениями". Как раз одним из таких разногласий уже много столетий является различие в пасхалиях: римо-католическая и православная Пасхи зачастую не совпадают.
"И это не просто прихоть, расчёт Праздника праздников и Торжества торжеств ведётся по правилам, установленным соборно, - подчёркивает Михаил Тюренков. - Более того, католическая (григорианская) пасхалия соборно была предана анафеме, а потому простой технический переход на неё Фанара (как это ранее уже сделала его Финская автономия) поставит его вне Православия".
Напомнил эксперт и о том, что гораздо меньшая календарная реформа столетней давности, переход ряда Поместных Церквей на григорианский новый стиль в непереходящих праздниках (не привязанных к пасхалии) уже спровоцировал целый ряд серьёзных церковных расколов, в том числе в Греческом мире. Но 20-е годы XXI века - это даже не 20-е годы XX века. Людей, готовых к жаркой борьбе за основы Православия, стало намного меньше.
"В этих условиях только Русская Церковь, крупнейшая Поместная Церковь в Православном мире, может выступить главной хранительницей православных канонов и традиций, - обратил особое внимание Михаил Тюренков. - Да, мы уже разорвали евхаристическое общение и с Фанаром, и с рядом других Церквей и епархий, чьи иерархи признали "автокефалию" украинской лжецеркви ПЦУ. Но многие православные консерваторы убеждены: это полумера. Сегодня необходимо поднять вопрос о том, что Константинопольский патриархат и те, кто его поддерживает, не только вступили в общение с ряжеными самозванцами, но и отступили от Православия в принципиальных богословско-канонических вопросах".