Тревога нарастает: Почему в России растет число людей с обсессивно-компульсивным расстройством
Число граждан России с диагностированным обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) за последний год выросло на 30%.
Число людей, у которых диагностировано обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), за последний год выросло на 30%. По данным психотерапевтов, это тревожное расстройство теперь выявляют у каждого второго пациента, обращающегося к специалистам с жалобами на повышенную тревожность. Об этом пишет телеграм-канал SHOT.
ОКР проявляется в виде навязчивых, пугающих мыслей (обсессий) и повторяющихся действий или ритуалов (компульсий), призванных снизить тревогу. Это может быть многократная проверка выключен ли чайник, навязчивый счет, страх причинить вред себе или другим, потребность в симметрии или определенном порядке, а также суеверные ритуалы (например, избегание трещин на асфальте).
Как отмечают специалисты, осведомленность об ОКР растет. Раньше многие люди считали свои навязчивые состояния и ритуалы просто особенностью характера или чрезмерной мнительностью. Сейчас все больше тех, кто понимает, что это может быть психическим расстройством. Популяризация психотерапии и заботы о ментальном здоровье также способствует росту обращений и, как следствие, диагностики.
Основными причинами роста числа диагнозов психотерапевты называют хронический стресс на работе, "достигаторский" образ жизни, а также влияние социальных сетей. Бесконечный поток видео "успешного успеха" в соцсетях создает дополнительное давление и усугубляет тревогу.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ОКР входит в топ-20 причин нетрудоспособности, связанных с психическими заболеваниями, и в топ-10 заболеваний, приводящих к снижению качества жизни. Распространенность ОКР в мире оценивается в 1-3% населения. В России, по разным оценкам (например, от Российского общества психиатров), ОКР в той или иной форме может встречаться у 1.5-3% населения, что составляет несколько миллионов человек.
Исследования, проведенные в разных странах (включая Россию) в последние годы, указывают на всплеск симптомов ОКР на фоне пандемии COVID-19. Страх заражения, необходимость частого мытья рук и соблюдения строгих гигиенических правил стали триггерами для обострения или манифестации расстройства у предрасположенных людей. Хотя пандемия официально закончилась, ее отголоски и общая тревожность в мире могут вносить вклад в текущую статистику.
ОКР хорошо поддается лечению при правильном подходе. Комбинация когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), в частности метода экспозиции и предотвращения реакции (ЭПР), и при необходимости медикаментозной терапии (обычно антидепрессанты группы СИОЗС) показывает высокую эффективность у большинства пациентов.
Раньше люди жили с навязчивостями годами, считая это своей особенностью, а сейчас приходят и говорят: "У меня, кажется, ОКР, я читал(а)", — комментирует психотерапевт Елизавета Жесткова. — Стандартный протокол предполагает начало с психотерапии. Если после 10-15 сессий (а не 6, как иногда ошибочно думают) значимого улучшения не наступает, тогда мы рассматриваем вопрос о подключении фармакотерапии. Важно понимать, что ОКР – это не приговор, а управляемое состояние.
Специалисты подчеркивают, что наличие единичного ритуала (например, сфотографировать выключенную плиту перед уходом) может быть проявлением легкой формы ОКР. Однако если ритуалов становится много, они отнимают значительное время (более часа в день), вызывают сильный стресс и мешают нормальной жизни – это повод для обязательного обращения к врачу-психотерапевту или психиатру.
Уважаемые читатели Царьграда!
Если вам есть чем поделиться с редакцией Царьград Самара, присылайте свои наблюдения, вопросы и новости на наши странички в социальных сетях "ВКонтакте", "Одноклассники", на наш "Telegram-канал" или на электронную почту Elena.Voroncova@Tsargrad.TV.