Игорь Додон: Молдавию толкают к гражданской войне
Президент Молдавии подтвердил в интервью "Немецкой волне", что считает наилучшим выбором для страны развитие отношений с Россией, а не вступление в ЕС, что может привести к гражданской войне
Официоз "Немецкая волна" (DW) неожиданно, но только на первый взгляд, предоставил возможность высказаться фактически блокированному в своей резиденции реально управляющей Молдавией криминально-политической, ориентирующейся на Запад мафией президенту Игорю Додону. Номинальный лидер страны, у которого и без того было мало законных возможностей влиять на положение дел в Молдавии, сейчас почти не имеет их вовсе. И тем не менее к нему приехал брать эксклюзивное интервью руководитель московского бюро DW. И это, конечно, неспроста.
Пророссийский или промолдавский?
Интервью получилось очень интересным, насыщенным и информативным.
Отвечая на вопрос, не является ли кризис власти в Молдавии следствием пророссийской ориентации её президента, Додон сказал:
К сожалению, в течение всего периода независимости Молдовы — в последние 26 лет — политические элиты были разделены на проевропейские и пророссийские. Это плохо для Молдовы. Поэтому попытка представить меня как чисто пророссийского политика, безусловно, есть. Но это большая ошибка. Я в первую очередь — промолдавский политик. Я считаю, что Молдова может выжить, если у неё будут хорошие отношения и с Западом, и с Востоком. Мы не можем дружить с Россией против Европы или с Европой против России".
Как видим, он сказал именно то, о чём давно писал "Царьград": так называемые пророссийские политики в Молдавии — это как раз самые что ни на есть "промолдавские", в отличие от их прозападных оппонентов.
Почему пророссийские - значит промолдавские
Почему Молдавия не сможет прожить без России?
Додон очень ёмко и образно объяснил корреспонденту DW, почему Молдавия просто погибнет без России. Он напомнил, что в России трудятся свыше 600 тысяч молдавских граждан (население Молдавии в целом составляет около трёх миллионов человек), которые ежегодно посылают на родину более одного миллиарда долларов. Между тем в 2017 году объём прямых иностранных инвестиций в экономику Молдавии составил лишь около 150 миллионов долларов. Иными словами, в шесть-семь раз меньше, чем молдаване финансируют своих родственников из России.
Президент подчеркнул, что агропромышленный комплекс сельскохозяйственной Молдавии ориентирован на российский рынок и не имеет альтернативы. Так, например, из 400 тысяч тонн собранных в Молдавии яблок около 200 тысяч тонн были экспортированы в Россию, а в Европу — около 1,5 тысяч тонн, то есть в 18 раз меньше. Кроме того, молдаване "завязаны на российском газе, мы стопроцентно получаем газ от российского «Газпрома»".
К тому же, по словам Додона, именно от России зависит в основном решение стоящих перед страной стратегических вопросов, прежде всего приднестровское урегулирование.
Додон о "евроинтеграции" Молдавии
Президент признаёт, что у Молдавии должны быть хорошие отношения с Евросоюзом. ЕС является соседом Молдавии, с его членом — Румынией — имеется общая граница. Существующий с ЕС безвизовый режим "очень важен для нас". Кроме того, имеется действующее соглашение об ассоциации с ЕС. У Додона "есть много критических замечаний к этому соглашению, но оно действует, внутри страны проводятся определённые реформы".
И в то же время молдавский президент убеждён, что его страна никогда "не станет членом ЕС": "К этому не готов ни Брюссель, ни сама Молдова. Молдова как страна может выжить только за счёт дружбы и с теми, и с другими. В Молдове треть населения составляют русскоязычные. И когда нас пытаются ставить перед выбором «или-или», случается то, что произошло на Украине".
Как ЕС уничтожает молдавскую экономику
На пути "евроинтеграции" Молдавия сталкивается, согласно её президенту, не только с непреодолимыми политическими, но и с серьёзнейшими экономическими проблемами: "Мы подписали соглашение о свободной торговле с ЕС и открыли рынок для европейских товаров, а наши местные производители стали неконкурентоспособными. Почему? Потому что производители из Европы получают серьёзные субсидии. Мы не можем дать то же самое. И мы разрушаем нашего внутреннего производителя. Есть и некоторые вопросы по политической части. В соглашении об ассоциации очень размыто написано обо всём, что касается обороны. Молдова — нейтральная страна. И мы должны не только сохранять, но и укреплять наш нейтралитет".
В ответ на прямой вопрос DW, выступает ли Додон против НАТО, президент Молдавии заявил:
Я против любого блока. Я думаю, что Молдова не должна быть ни членом НАТО, ни членом ОДКБ, потому что Молдова не выживет, если нас попытаются использовать в каких-то военных целях, будь то Запад или Восток".
Его вывод ясен: "Участие в каких-то военных операциях, военных блоках нам категорически не нужно".
Несмотря на нейтральный статус Молдавии, её власти бесцеремонно втягивают страну в НАТО, против чего выступают президент Додон и большинство населения. Фото: www.globallookpress.com
Запретили российские телеканалы, чтобы понравиться Западу
Додон резко осудил, но также и объяснил реальную подоплёку недавнего запрета в Молдавии российских телеканалов: "Нельзя ограничивать право гражданина смотреть всё, что он хочет. Если ему нравится смотреть CNN, Deutsche Welle, пусть смотрит. Если ему нравится смотреть «Россию 24», пусть смотрит «Россию 24». Почему мои политические оппоненты это сделали? Они очень хорошо понимают, что это ничего не изменит. Молдова входит в десятку стран с самым высоким уровнем проникновения Интернета. У нас люди уже поставили себе «тарелки» и смотрят через спутник всё, что хотят. Но они (политические оппоненты — Ред.) это сделали, чтобы понравиться Вашингтону и Брюсселю".
Молдавия окончательно запретила российское телевидение
И самое главное
Отвечая, пожалуй, на самый главный вопрос, уверен ли он по-прежнему в том, что Молдавия стоит на пороге гражданской войны в условиях, когда десятки населённых пунктов подписали декларации в поддержку присоединения к Румынии, а сотни — о необходимости защиты государственности Молдавии, Додон признал:
Я считаю, что если на каком-то этапе руководство Молдовы на официальном уровне попытается идти по линии объединения с Румынией и ликвидации молдавской государственности, то начнётся гражданская война".
Президент Молдавии Игорь Додон: Если Кишинёв попытается идти по линии объединения с Румынией и ликвидации молдавской государственности, то начнётся гражданская война. Фото: www.globallookpress.com
Президент Молдавии напомнил, что страна уже прошла через это в начале 90-х годов, когда возникла приднестровская проблема, и подобное едва не произошло тогда же и с Гагаузией.
Совет Украине, думы о Гагаузии и Приднестровье
Происходящее на Украине Додон назвал "важным уроком" для всех. Он предупредил, что ни Крым, ни Донбасс, как и Молдавия, а также Приднестровье и Гагаузия "не будут проевропейскими": "В Приднестровье проживают 300 тысяч российских граждан, а в Гагаузской автономии на референдуме 97% населения проголосовали за вступление в Евразийский экономический союз, и эти люди не будут голосовать за Европу".
Гагаузия потребовала от Молдавии забыть о Румынии
Президент Молдавии ясно дал понять, что, проводя антироссийскую политику в интересах стран Запада, Кишинёв никогда не сможет решить приднестровскую проблему. Лишь у нейтральной, но дружественной России Молдавии появится такой шанс, если Запад и Россия смогут также договориться об "общей повестке дня в этом регионе". Уже действующий переговорный формат "5+2", по мнению президента, "даёт определённый результат", но нужно возводить дополнительные мосты.
Додон считает, что приднестровская проблема среди "замороженных" конфликтов на постсоветском пространстве — "самая простая и близкая к решению", так как между людьми на обоих берегах Днестра "нет тех проблем, которые есть в Донбассе или на Кавказе".
Президент Молдавии выразил надежду на "активную позицию Берлина" в том, чтобы приднестровская проблема "появилась в повестке дня больших игроков", отметив, что "обсуждает этот вопрос каждый раз при встрече с Путиным".
Кстати, о Путине
Додон честно ответил и на вопрос DW, радует ли его ожидаемая победа Владимира Путина на президентских выборах 18 марта: "Я никогда не скрывал своей позиции. Я считаю, что Владимир Владимирович сделал очень много для РФ. Молдове не хватает такого патриота во главе страны. Победа Путина будет хорошим шагом для дальнейшего укрепления позиций РФ как внутри страны, так и на внешней площадке".
И последнее
Нам остаётся только попытаться ответить на один вопрос: зачем немцы вдруг дали трибуну "пророссийскому" президенту Молдавии, который честно назвал всё своими именами? Категорически исключил членство Молдавии в ЕС. Доходчиво объяснил, почему для его страны так важны наилучшие отношения с Россией — и экономические, и политические, — и что Запад глубоко ошибается, пытаясь перетащить Молдавию на свою орбиту, что может по примеру Украины закончиться только одним: гражданской войной и дальнейшим распадом страны.
По-видимому, существует сразу несколько причин, почему состоялось это интервью.
Во-первых, в Берлине сделали правильный вывод из трагических событий на Украине, к которым и ФРГ, увы, была причастна. Новая маленькая Украина никому не нужна — неизвестно, что делать с уже имеющейся. Основной урок здесь состоит в том, что если игнорировать интересы России, то не достигнешь и своих собственных.
Во-вторых, немцы действительно опасаются гражданской войны в регионе и более крупного военного конфликта, к которому она может привести. С учётом нахождения российских миротворческих сил в Приднестровье и близости Крыма вряд ли Москва будет спокойно взирать, как молдавские и румынские националисты будут выкорчёвывать молдавскую государственность и третировать пророссийское большинство в ещё одной развалившейся на пути в Европу стране. Появление России в качестве миротворца на Дунае стало бы полным крахом западной политики по оттеснению в глубь тайги русского медведя.
В-третьих, европейцы наверняка с ужасом видят, что власть в Молдавии принадлежит местным олигархам во главе с Владом Плахотнюком и посольству США, страны, которая заинтересована в том, чтобы в Европе и на её границах расцветала нестабильность, в условиях которой — как у крупнейшей военной державы — ставки США быстро растут. Европейцам, собственные военные возможности которых оставляют желать лучшего, это не нужно, так как повлиять ни на что они в этих условиях не смогут, и весь приз достанется Вашингтону, который при президенте США Дональде Трампе — уже не друг.
В-четвёртых, в условиях усталости европейцев от расширения Евросоюза, особенно в свете озвученных недавно планов принять в ближайшие годы в сообщество страны Западных Балкан, совершенно к этому не готовых, верховодящему в ЕС Берлину, заинтересованному из-за обострения отношений с США в замирении с Россией, просто не хочется видеть на непростом пути к этому ещё одно серьёзное препятствие.
Ну и, наконец, в-пятых, ФРГ, похоже, вполне устраивает модель развития, которую видит для Молдавии Игорь Додон и которая в предельно упрощённом виде заключается в том, чтобы сидеть на двух стульях. В спокойной политической обстановке чисто экономическими методами немцы добьются в Молдавии большего, чем любым иным образом. Поэтому ничего удивительного в том, что они дали Додону высказаться, нет.