Как запрет абортов стал стресс-тестом для американского общества
Губернатор американского штата Джорджия Брайан Кемп 7 мая подписал один из самых суровых для США законопроектов о запрете абортов – так называемый закон «о сердцебиении». Джорджия, таким образом, становится уже четвёртым штатом США, где хотят законодательно ограничить аборты. И намерение это привело к серьёзным скандалам и вызвало настоящий раскол в американском бомонде
Американцы любят повторять, что США – это страна наиболее полных личных свобод для граждан. Именно этот глубоко либеральный принцип лежит в основе многих деяний руководства этой страны за чуть более чем пару столетий её существования – деяний, чаще всего совершенно не совместимых с понятиями чести, совести и гуманности.
Вместе с тем общество в США неоднородно. Помимо элиты, оно представлено как беднейшими темнокожими слоями населения, так и условным средним классом. А кроме этого, оно пестрит разнообразными формами проявления личных свобод, меньшинствами всех мастей – от убеждённых феминисток до однополых семей и представителей всевозможных субкультур.
Хочешь аборт – плати: В России снова предложили вывести процедуру из ОМС
Политическая верхушка же представлена всего двумя партиями – Республиканской и Демократической. Остальным политическим силам едва ли когда-нибудь будет суждено поднять голову. Поэтому подавляющее большинство громких законов или решений почти сразу становятся поводом для противостояния между двумя основными лагерями. Достаточно вспомнить Obamacare – реформу здравоохранения, которую начал Барак Обама, президент-демократ. И которую отменила республиканская администрация Дональда Трампа.
Запрет абортов – одна из крайне чувствительных проблем для свободолюбивого американского общества. Консервативные круги добились принятия актов об ограничении абортов в Огайо, Миссисипи и Кентукки, но именно в Джорджии закон оказался наиболее серьёзным. И именно он вскрыл тот нравственный нарыв в обществе, который зрел уже давно.
Четвёртый штат из многих
7 мая губернатор штата Джорджия республиканец Брайан Кемп, несмотря на давление, подписал закон «о сердцебиении». Он предусматривает запрет на прерывание беременности на сроке уже в шесть недель, когда врач может впервые различить стук сердца ребёнка. Этот закон оказался самым жёстким среди аналогичных в трёх других штатах, так как фактически означает полный запрет на аборты.
Б. Кемп. Фото: www.globallookpress.com
Несмотря на то что Джорджия – это уже четвёртый штат, который принимает закон о запрете абортов, пока ни один из этих документов не работает. Дело в том, что противники всякий раз умудряются оспорить каждый такой документ в федеральных судах или даже в Верховном суде США. К настоящему моменту законы «о сердцебиении», то есть о жёстком ограничении прерывания беременности ранними сроками, стали своего рода переходящим знаменем для противников абортов. Поэтому подпись губернатора Джорджии – это серьёзный шаг вперёд.
Право на жизнь: Неизлечимо больной ребенок – не повод делать аборт
Первый законопроект такого рода был внесён в штате Огайо в 2011 году по настоянию группы под названием Faith2Action, которая на своём веб-сайте называет себя движением за семью и семейные ценности.
Хотя проект нормативного акта не был подписан, он вдохновил законодателей на борьбу с абортами по всей стране. С тех пор были внесены десятки подобных законопроектов. Первым штатом, которому удалось принять законопроект «о сердцебиении», стала в 2013 году Северная Дакота. Однако документ сразу же был оспорен в федеральных судах, где его отклонили на уровне апелляций, а затем был полностью обжалован в Верховном суде США, который отказался рассматривать дело и просто поддержал решение нижестоящего суда.
Аналогичный закон в 2013 году принял штат Арканзас, хотя требования были не такими строгими и содержали запрет на аборты не через шесть, а через 12 недель. Этот законопроект также был отклонён и также прошёл через суды, и снова Верховный суд США отказался рассматривать это дело.
В мае 2018 года закон «о сердцебиении» принял штат Айова, но документ снова был оспорен в судах. Судьба законов 2019 года в Джорджии, Кентукки, Миссисипи и Огайо также будет решаться в судах. Если противники абортов победят, то законы вступят в силу 1 января 2020 года.
Фото: Shutterstas / Shutterstock.com
Главный аргумент
В 1973 году Верховный суд США официально легализовал аборты. Это решение стало итогом громкого разбирательства дела «Роу против Уэйда», где сторонники абортов смогли обосновать термин «жизнеспособность», которая наступает между 24-й и 28-й неделями беременности. Верховный суд согласился, что до этого срока ребёнок нежизнеспособен.
Ирландия потеряла сердце и душу: Реакция соцсетей на легализацию абортов в стране
Сторонники абортов с тех пор всё чаще объявляют законы о сердцебиении на шестой неделе неконституционными в разных штатах, и суды становятся на их сторону. В целом создаётся впечатление стены, которую не проломить.
Однако противостояние идёт не только в среде активистов различных движений. Как уже говорилось, тема абортов – новое поле битвы демократов и республиканцев. Так, например, «демократический» телеканал CNN рассказывает, почему запрет на аборты в США нереален и почему законы «о сердцебиении» неконституционны:
Жизнеспособность определяется индивидуально, но в среднем появляется между 24-й и 28-й неделями беременности. Это объясняет, почему законы «о сердцебиении», а также запреты абортов с 15-й или 20-й недели часто оспариваются в судах. <…> Верховный суд постановил в деле Роу и последующих, что государство не может запретить аборт до достижения жизнеспособности ребёнка.
Телеканал не постеснялся привести «упадническое» мнение главного юрисконсульта национальной группы по борьбе с абортами «Американцы, объединённые ради жизни» Стивена Адена. Активист признал, что законы «о сердцебиении» несостоятельны и обречены на провал. Либеральная Wall Street Journal рассказывает о законе в штате Алабама и прямо говорит о том, что идея запрета абортов – это республиканская инициатива:
Поддерживаемая республиканцами мера, принятая в прошлом месяце Палатой представителей США, делает для врачей уголовным преступлением аборт в любой момент беременности. Это будет наказываться лишением свободы на срок до 99 лет. За попытку сделать аборт может быть вынесен приговор сроком до 10 лет.
Голливуд объявляет бойкот
Фото: Kirk Wester / Shutterstock.com
Действительно, законы «о сердцебиении» суровы. В Джорджии было сделано послабление, допускающее аборт на сроке позднее шести недель, только если женщина стала жертвой насилия и обратилась в полицию, а также если существует угроза жизни матери. Именно суровость закона побудила выступить против него многих голливудских знаменитостей, политиков и чиновников.
Джорджия – крайне популярный у американских киношников штат, который в 2017 году стал лидером по количеству проектов киноиндустрии, реализованных на его территории. По данным департамента экономики Джорджии, которые приводит Wall Street Journal, в 2018-м финансовом году производство фильмов и телепрограмм принесло штату 9,5 млрд долларов. В Джорджии, например, были сняты большинство сцен блокбастера «Мстители: Финал», эпизоды для фильмов про персонажей Marvel и многие другие популярные проекты.
Почти 80% граждан России считают аборт убийством – опрос
Одна из основных активисток движения MeToo в США актриса Алисса Милано резко осудила законопроект и пригрозила бойкотировать съёмки сериала «Ненасытная», которые проходят в Джорджии. Она составила петицию, её подписали уже более 50 известных актёров, включая Кристину Эпплгейт и Алека Болдуина. В петиции сказано, что если в Джорджии будет принят закон «о сердцебиении», то это сделает штат «негостеприимным местом», где будет «трудно работать». В своём Twitter Милано заявила, что отстаивает право женщин на «телесную свободу», так как при таких суровых законах они «не могут рисковать беременностью», если «не имеют легального контроля над своим телом». К бойкоту присоединились три кинокомпании – Blown Deadline, Killer Films и Duplass Brothers Productions.
Между тем газета The Washington Post, которую многие обвиняют в склонности к республиканским консервативным взглядам, даёт иную картину происходящего. Она пишет, что бойкот объявили компании, которые почти не работают в Джорджии. К тому же далеко не самые крупные:
Крупнейшие корпоративные игроки остаются в стороне (от бойкота. – Прим. ред.). Вашингтонская торговая группа в сфере киноиндустрии отметила, что воздержится от принятия каких-либо мер. Ни одна крупная студия не заявила, что выведет производство какой-либо своей продукции из штата.
То есть открыто работающий на демократов телеканал CNN нагнетает обстановку, тогда как близкие к республиканцам издания, напротив, стараются погасить пожар этого конфликта в американском обществе. Стоит также напомнить, что губернатор Джорджии Брайан Кемп – республиканец, как и ряд его коллег в других штатах. Так тема абортов становится политической.
Фото: www.globallookpress.com
Только политика
Шантаж ради убийства детей? В Голливуде объявили бойкот из-за пожизненных сроков за аборты
Главный республиканец США – это, конечно, Дональд Трамп. Как только глава государства занял Овальный кабинет в 2016 году, он сразу подписал целый ворох указов. Одним из них восстановил запрет на выделение федеральных денег иностранным компаниям, которые проводят аборты в США. Трамп при этом неоднократно заявлял, что борется за рождаемость в стране. Демократы, конечно, тут же обвинили американского президента в ущемлении свобод граждан и попрании конституции. Однако в республиканских штатах нарастает и поддержка законов «о сердцебиении».
Сенатор-республиканец от штата Алабама Клайд Чамблисс поклялся, что законопроект в его штате будет принят. Он сообщил избирателям на прошлой неделе, что данный документ «имеет прямую цель оспорить дело "Роу против Уэйда" в Верховном суде», и призвал людей «помолиться за это», сообщает телеканал NBC.
Ярче всех высказался глава Джорджии Брайан Кемп:
Джорджия – это штат, который ценит жизнь. Мы вступаемся за тех, кто не может говорить сам.
Эту цитату приводит поддерживающий республиканцев телеканал FoxNews, который ведёт себя прямо противоположно CNN.
«Перед подписанием законопроекта государственный представитель Эд Сетцлер указал на науку, право и простой факт – бьющееся сердце является признаком жизни, и эти дети должны получить полную защиту закона. Сенатор от Джорджии Рене Унтерман, бывшая медсестра, провела законопроект через сенат штата. Она заявила, что ждёт этого момента (принятия закона. – Прим. ред.) всё время и считала бы успех проекта кульминацией своей политической карьеры», – сообщает FoxNews.
Р. Унтерман. Фото: www.globallookpress.com
Ещё один важный факт состоит в том, что законы «о сердцебиении» могут пройти одобрение Верховного суда. Осенью 2018 года Трамп назначил на должность судьи Верховного суда Бретта Кавано, известного своими консервативными взглядами.
Таким образом, тема абортов в США уже вышла за рамки спора активистов и приобретает характер политической войны. Но самое главное, что ребёнок в возрасте шести недель – это живой человек, у которого бьётся сердце, что доказано врачами. Остановить это сердце очень просто, а вот заставить биться вновь – невозможно.
Рассуждения Алиссы Милано о «телесной свободе» лишь запутывают ситуацию. Потому что на одной чаше весов находится пресловутая свобода личности, а на другой – человеческая жизнь. Общество, которое считает первое главнее второго, обречено на постепенное вымирание, сопровождающееся отказом от традиционных семейных ценностей и деградацией той самой «свободной» личности.