Кто такой Хасан Насрулла: Израиль убил лидера "Хезболлы"
28 сентября Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) официально объявила, что ликвидировала генерального секретаря ливанской шиитской партии «Хезболла» Хасана Насраллу. Он возглавлял движение с 1992 года и был убит накануне в результате ракетного удара по штаб-квартире в Бейруте.
Биография Хасана Насруллы
Хасан Насрулла родился 31 августа 1960 года в районе Бурдж Хамуд восточного Бейрута в шиитской семье торговца. Школьное образование получил в частной школе в Бейруте, рано начал проявлять интерес к изучению религии. После начала гражданской войны в 1975 году его семья переехала в деревню Эль-Базурийя на юге страны, где Насрулла присоединился к шиитскому движению "Амаль" (военное крыло "Движения угнетенных"). В 1976-1978 годах он обучался в шиитской духовной семинарии в городе Эн-Наджаф в Ираке, где познакомился с радикальным богословом Аббасом аль-Мусави. В 1978 году они вернулись в Ливан. Аль-Мусави основал в городе Баальбек семинарию, в которой Насрулла продолжил обучение, а затем начал читать проповеди.
В 1979 году Насрулла был назначен главой политбюро движения "Амаль" в долине Бекаа (Ливан), а также возглавил боевые отряды, защищавшие интересы шиитской общины. В 1982 году он присоединился к движению "Хезболлах", возникшему как объединение шиитских партизанских организаций, борющихся против израильской оккупации. В 1987 году уехал в город Кум (Иран) с целью продолжить религиозное образование. В 1989-1991 годах он был представителем "Хезболлах" в Иране. Вернулся в Ливан в 1991 году, когда движение возглавил Аббас аль-Мусави.
После гибели аль-Мусави в 1992 году в результате авианалета израильских ВВС Хасан Насрулла был избран генеральным секретарем и духовным лидером "Хезболлах". Ему удалось укрепить связи движения с правительствами Сирии и Ирана и завоевать поддержку общества благодаря реализации широкой социальной программы, включавшей строительство школ и больниц в шиитских районах Ливана. Под его руководством "Хезболлах" стала одной из наиболее влиятельных политических организаций в Ливане. С 1992 года его представители входили в Палату депутатов (однопалатный парламент) Ливана, с 2005 года стали занимать министерские посты. Росту личного авторитета Насруллы способствовало и то, что он возглавлял "Хезболлах" во время Второй ливанской войны в 2006 году, которая была расценена многими экспертами и сторонниками движения как победа "Хезболлах" над вторгшимися в Ливан израильскими войсками.
Хасан Насрулла занимал жесткую позицию в отношении Израиля и США, где движение "Хезболлах" признано террористической организацией (также в ЕС в 2013 году и членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Лиги арабских государств в 2016 году). Израильские спецслужбы неоднократно предпринимали попытки его ликвидации, в связи с чем из соображений безопасности его передвижения хранились в секрете и сам он редко появлялся на публике.
После начала армией Израиля военной операции в секторе Газа в ответ на атаку 7 октября 2023 года израильской территории боевиками палестинского движения ХАМАС (в тот день были убиты и взяты в заложники сотни израильтян) Насрулла заявил об открытии фронта против Израиля на юге Ливана с целью поддержки палестинского сопротивления. Им был отдан приказ о начале обстрелов северных районов Израиля. В связи с этим Армия обороны Израиля подвергла объекты "Хезболлах" в Ливане воздушным ударам.
Фото Хасана Насруллы
Кто возглавит "Хезболлу"
Видный руководитель "Хасболы" Хашем Сафиддин может в скором времени возглавить эту ливанскую шиитскую группировки, после гибели Хасана Насраллы, сообщает The New York Times со ссылкой на израильские источники.
По их данным, объявление о новом главе группировки "могут сделать в скором времени". При таком развитии событий Сафиддин станет преемником Хасана Насраллы, погибшего в пятницу вечером в ходе израильского удара по Бейруту.
"Все три собеседника газеты сказали, что Хашем Сафиддин, племянник Насрулы, - ключевая фигура в том, что касается политической и социальной деятельности группировки. Он не был на объекте, по которому нанесли удар", - пишет газета.
Согласно ее информации, Сафиддин давно считался потенциальным преемником Насраллы. При этом ливанское издание "Ориан-ле-Жур" поясняет, что Сафиддин - глава исполкома "Хезболлы". Он считается близкой к Тегерану фигурой. В начале 2023 года его уже называли возможным следующим лидером группировки на фоне слухов об ухудшении состояния здоровья Насраллы.
Будет ли война из-за убийства Насрулы
В результате израильских ударов фактически вся структура принятия решений у «Хезболлы» разрушена, рассказал РБК эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Никита Смагин. «Мы видели, что в последние дни ответы «Хезболлы» Израилю были достаточно вялыми, и пока непонятно, насколько она вообще будет способна оставаться единой организованной структурой, после того как практически все ее руководство было уничтожено», — отметил он. Востоковед добавил, что в долгосрочной перспективе ликвидация Насраллы станет серьезной травмой для ливанского общества, поэтому нехватки в добровольцах не будет, однако на нынешнем этапе существуют серьезные сомнения в способности «Хезболлы» дать серьезный отпор Израилю.
Политолог и независимый эксперт в области ближневосточных конфликтов Кирилл Семенов, в свою очередь, отметил в беседе с РБК, что многие функции внутри «Хезболлы» дублируются и, несмотря на гибель части военного и политического руководства, обстрелы израильской территории продолжились. «То, что сразу же после нанесения удара по Бейруту последовали ответные залпы от «Хезболлы», свидетельствует, что какие-то приказы все равно отдаются вне зависимости от того, парализовано или нет высшее руководство, — продолжает он. — Репутационно это большой удар по «Хезболле», но это не уничтожает саму группировку и серьезно не сказывается на ее способности вести боевые действия».
Бывший глава управления военной разведки Израиля Тамир Хайман пишет, что «Хезболла» оказалась в непростом положении. Она лишилась почти половины своего арсенала (при этом у нее все равно остаются десятки тысяч ракет и снарядов), вертикаль управления разрушена, многие офицеры все еще в больницах, а надежных способов коммуникации после взрывов пейджеров и раций не осталось. Экс-разведчик отмечает, что Насралла был не просто военным командиром, а духовным лидером и символом группировки, а также самым высокопоставленным и возрастным членом проиранской «оси сопротивления», с тех пор как в январе 2020 года в Багдаде был убит генерал Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Касем Сулеймани.
Хайман предположил, что «Хезболла» может использовать все оставшиеся ресурсы для ответа на убийство лидера. По его словам, это будет пусть и серьезный, но довольно непродолжительный удар. Среди возможных сценариев — расширение географии ударов группировки до Тель-Авива и других частей Израиля, а также потенциальная диверсия на его территории. «Но прежде всего, если ликвидация прошла успешно, необходимо назначить замену, вытащить людей из-под завалов, провести грандиозные похороны и дать оценку ситуации. Вполне вероятно, что будет какая-то промежуточная реакция со стороны «Хезболлы», но полноценный ответ мы увидим только через несколько дней», — отмечает Хайман.
Другой важный вопрос заключается в том, как на гибель Насраллы отреагируют Иран и его региональные прокси. 31 июля Израиль ликвидировал главу политбюро ХАМАС Исмаила Ханию прямо в Тегеране, однако, несмотря на многочисленные угрозы, прямого ответа от Ирана пока так и не последовало. В отношении событий в Ливане Тегеран также ведет себя довольно сдержанно, ограничиваясь обещаниями поддержки «Хезболлы». В субботнем заявлении верховного лидера Ирана Али Хаменеи говорится, что все мусульмане должны встать на сторону «Хезболлы» и помочь ей в противостоянии с Израилем. «Ливан заставит пожалеть агрессивного, злобного и трусливого врага», — заявил аятолла. При этом станет ли сам Тегеран мстить за гибель союзника, в заявлении не говорится.
Смагин отмечает, что пока иранское руководство проявляет крайнюю и неожиданную для союзников осторожность, не решаясь на обострение и стремясь избежать большой войны и масштабных ответных ударов по своей территории со стороны Израиля. «Если Иран так и останется в позиции стороны, которая не переходит к активным военным действиям против Израиля в нынешней ситуации, то это будет огромный репутационный удар по нему как по той структуре, которая объявляет себя главным противником Израиля, но дала фактически уничтожить в значительной степени своего главного союзника в регионе и не сделала ничего», — подчеркнул иранист.
С ним согласен Семенов. «Если Иран ничего не предпримет, это серьезно повлияет на его репутацию. Это еще больше покажет, что новый президент фактически бросил исламское сопротивление ради эфемерных сделок с США по Совместному всеобъемлющему плану действий [по иранской ядерной программе], которые неизвестно, будут или нет», — отметил эксперт.